Нужны ли Свердловской области платные трассы?

Нет, нужны хорошие!

Начальник ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" Вячеслав Данилов в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал, какие дорожные объекты будут ремонтироваться в 2019 году и почему в Свердловской области пока рано говорить о введении платных трасс.

- Вячеслав Валерьевич, давайте подведем итоги 2018 года – как ситуация с дорогами регионального значения?

- В этом году, собственно, как и в прошлом, мы успешно отработали по всем программам. Обновлено 157,6 километра дорог регионального значения. Это довольно неплохие цифры.

Только в рамках приоритетного национального проекта "Безопасные и качественные дороги" (БКД) в текущем году сделано 12 объектов. К примеру, был капитально отремонтирован один километр дороги Екатеринбург – Реж – Алапаевск на территории Режевского городского округа и обновлено чуть более трех километров дороги в Сысертском городском округе. Это подъезд к деревне Большое Седельниково и подъезд к Сулимовскому торфянику.

По госпрограмме, помимо ремонта, в этом году велось и строительство дорог. В частности, был возведен трехкилометровый участок дороги в Алапаевском районе (Кабаково – Городище – Бучина) и четырехкилометровый подъезд к Краснотурьинску. Также сделан мостовой переход через реку Нейва на автодороге Невьянск – Сербишино (Невьянский городской округ).

Постепенно мы приводим наши дороги в нормативное состояние.

- Министр транспорта Свердловской области Василий Старков недавно озвучивал данные по состоянию дорог. С 2016 года показатель нормативного состояния вырос всего на 6% - с 44% до 50,1%...

- Да, на первый взгляд, небольшие изменения. Но не стоит забывать, что в нашем ведении находится 11 тысяч километров дорог регионального значения! Сравните с протяженностью федеральных трасс в Свердловской области - их 600 километров.

Получается так, что только одни дороги обновим, приведем в порядок, как подходит время ремонта или капремонта других. Так что для справедливой оценки нашей работы нужно использовать ряд показателей. В Свердловской области, например, уверенно снижается количество мест концентрации ДТП.

- Раз уж заговорили о ДТП. Автомобилистам хорошо знакомы проблемы трассы Екатеринбург - Нижний Тагил – Серов. Есть ли там изменения?

- С 2013-го по 2015 год на Серовском тракте ежегодно фиксировалось от 4 до 6 мест концентрации ДТП. После проведенных ремонтов в 2016 году было зарегистрировано только одно – в районе Горноуральского городского округа, а в 2017 году вообще ни одного.


Дорожные работы на Серовском тракте

- Что по Серовскому тракту удалось сделать в этом году?

- В общей сложности приведено в порядок 10 километров между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Эту работу мы начали еще в прошлом году. До конца 2019 года планируем сделать еще 6,7 километра.

Всего за последние 3 года нами приведено в порядок 219 из 342 километров трассы от Екатеринбурга до Серова и 54 километра из 91 на отрезке от Нижнего Тагила до уральской столицы.

- Что еще предстоит сделать?

- До 2024 года будет обновлено 17,5 километра около Невьянска, 5 километров на территории Горноуральского ГО, 8 километров около Кушвы, 10 километров около Нижней Туры и Верхотурья.

- Эти работы будут выполнены в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги"?

- Что-то делается в рамках нацпроекта, что-то в рамках государственной программы. Последняя формируется по предложениям дорожных организаций, депутатов, глав муниципальных образований, судебных решений, предписаний ГИБДД… Как видите, очень много источников.

- Сколько средств в этом году было потрачено на обновление дорог регионального значения?

- 2,47 миллиарда рублей ушло на строительство и реконструкцию дорог, 1,371 миллиарда рублей - на ремонт и 1,187 миллиарда - на капитальный ремонт. В целом по сравнению с предыдущими годами есть небольшой рост.

Если рассматривать отдельные работы, то где-то цифры выше, где-то ниже. По строительству, к примеру, в 2018 году было больше средств, а на ремонт меньше – почти на 600 миллионов. Но необходимо учитывать, что в этом году все средства федерального бюджета, выделенные Свердловской области по программе "Безопасные и качественные дороги", были потрачены на улучшение улично-дорожной сети Екатеринбурга, который принимал матчи чемпионата мира по футболу. Поэтому на исполнение программы по региональным трассам использовались только областные средства.

- Кстати, как определяются объекты для дорожного ремонта?

- Как правило, это дороги с изношенным покрытием, трассы с наиболее интенсивным движением и магистрали, участвующие в так называемой маятниковой миграции.

Часто, когда мы приступаем к ремонту, люди нам говорят: "Зачем ремонтировать эту дорогу, вы ее только недавно делали…". Но дело в том, что при одинаковых исходных данных одна дорога может стоять годами, а другой уже через небольшой промежуток времени потребуется срочный капремонт, так как при интенсивном трафике покрытие изнашивается куда быстрее.

Например, трасса Березовский – Екатеринбург, по которой люди утром ездят на работу в мегаполис, а вечером возвращаются домой. Но это вовсе не означает, что мы забываем сельские дороги.

- Жители села Андрюшино, к примеру, жаловались в прокуратуру на плохое состояние отрезка дороги Гари - Таборы (27-48 километр)…

- В текущем году там сделан переходный тип покрытия, профилирование, восстановлены водоотводные канавы – почти 42 километра, выполнена планировка обочин, вырублено около 21 гектара кустарников. Плюсом были засыпаны грунтом все имеющиеся там ямы и промоины. Объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации по капремонту данной дороги. Будем надеяться, что в 2020 году начнем ремонт.

По дороге Гари – Таборы ситуация осложняется тем, что очень далеко от данного места находятся каменные материалы. Слишком дорогая транспортировка. Но людям надо пользоваться дорогой уже сейчас, поэтому пока идет бумажная работа, будем стараться поддерживать трассу в нормальном состоянии. На эти цели в январе будут выделены из бюджета дополнительные 40 миллионов рублей.

- Как сегодня обстоят дела с подрядчиками?

- Из-за недобросовестных подрядчиков пришлось откорректировать программу ремонта по БКД – исключить два объекта. Конкурс прошел, они условия не выполнили, мы их, конечно, занесли в список недобросовестных подрядчиков.

В целом, у нас система вся уже отлажена, но вот иногда бывают такие инциденты. Некоторые фирмы думают, мол, придем, конкурс выиграем, а там видно будет. Но вот битум за год сильно подорожал, а в контрактах цена, как известно, твердая. Поэтому ценовые всплески не лучшим образом сказываются на экономике подрядных организаций.

- Вы готовы открыть читателям "Уралинформбюро" планы 2019 года?

- В следующем году мы продолжим работать по нацпроекту "Безопасные и качественные дороги", точнее он трансформируется в проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД). Главное его отличие в том, что, помимо дорог регионального значения и Екатеринбургской агломерации, в программу вошли дороги Тагильской агломерации.

В следующем году будет выполнен капремонт участка автодороги Серов – Сосьва – Гари, Екатеринбург - Первоуральск и трассы Невьянск – Реж – Артемовский – Килачевское. Также будет приведена в порядок часть Московского тракта, часть дороги Верхняя Синячиха – Махнево – Болотское и подъезд к озеру Чусовское.

Продолжатся ремонты по госпрограмме. В частности, на ремонт заложено 1,292 миллиарда рублей, на капремонт – 1,389 миллиарда рублей. Мы должны будем сдать 20 километров дорог регионального значения после строительства и 65 километров после ремонта и капремонта. Это - предварительные цифры, они "живые". Нет такого, что утвердили цифры и все, все корректируется в течение года. Мы всегда делаем больше.

- Председатель комитета Заксобрания по вопросам общественной безопасности Владимир Никитин недавно заявил, что недоремонт дорог в регионе составляет 57%. Для приведения всех объектов в нормативное состояние необходимо хотя бы года два-три подряд тратить по 23 миллиарда рублей, а объем регионального Дорожного фонда всего 16 миллиардов.

- Действительно, такая сумма необходима. Причем, тратить такие деньги необходимо не год и не два, а лет пять.

- Со следующего года региональные дорожные фонды начнут пополняться деньгами проштрафившихся автомобилистов. Сколько, по предварительным данным, получит дополнительных средств Свердловская область?

- Около 2,349 миллиарда рублей. На мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения из этой суммы планируется направить порядка 90% - 2,115 миллиарда рублей. Это, безусловно, большой плюс. Вполне логичное и правильное, на мой взгляд, решение. Люди будут знать, что деньги не растворятся где-то в бюджете, а пойдут на дороги. Но до нужной суммы, как вы видите, все равно далеко.

- Планируется, что Екатеринбургская кольцевая автодорога будет окончательно достроена в 2024 году. Какие работы уже проведены, какие будут сделаны в следующем году?

- С 1994 года мы строим ЕКАД и надеемся, что через несколько лет кольцо замкнется. По госпрограмме произойти это должно к 2024 году, но мы рассчитываем, что, если и дальше будем получать федеральное финансирование, процесс "соединения" произойдет гораздо раньше. Правительство Свердловской области и министерство транспорта стараются.

Если более конкретно, то к 2024 году по госпрограмме нам предстоит построить 11 километров дороги от Полевского тракта до Челябинского и транспортную развязку с полным "клевером" на пересечении с дорогой на Южный Урал. На эти цели будет направлено в общей сложности около 8,8 миллиарда рублей. Сейчас мы ищем генподрядчика на эти работы.


Екатеринбургская кольцевая дорога

Параллельно с этим ведется реконструкция уже существующей части ЕКАД. Изначально дорога задумывалась как обход Екатеринбурга, а сейчас это, по сути, улично-дорожная сеть мегаполиса. Город подошел к ЕКАДу вплотную. Трафик большой, поэтому приходится расширять дороги.

В этом году, в частности, начата реконструкция участка 7 ключей - Большой Исток. Работы продлятся до 2023 года. На эти цели заложено 4,8 миллиарда рублей. Участок станет четырехполосным. Затем пойдем делать северное полукольцо – расширять дорогу в сторону Тюмени, Нижнего Тагила. Для этого начинаем готовить проектно-сметную документацию…

- В свое время часть ЕКАД планировали сделать платной. От идеи отказались или она все-таки будет воплощена в жизнь?

- Подобная предпроектная проработка вопроса велась, но специальной цели сделать ЕКАД платным ни у кого не было. Проект сам по себе довольно затратный, так как есть определенные требования к подобного рода дорогам. В частности, помимо платной трассы должна быть еще обязательно бесплатная альтернатива. Общественность тоже не прониклась идеей, поэтому от нее было решено отказаться.

Я вообще думаю, что у нас в Свердловской области нет большой потребности в платных дорогах, нам бы бесплатные для начала в порядок привести. Только после этого уже стоит думать о платных магистралях.

Беседовала Ольга КАРПОВА.

Фотографии предоставлены ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"