Военный штопор

Почему образовался дефицит летчиков в ВКС России?

В 2016 году в Воздушно-космических силах России (ВКС РФ) образовалась "дыра" в 1 300 летчиков. Об этом, выступая на заседании Госдумы в феврале 2017 года, заявил министр обороны Сергей Шойгу. Дефицит, по данным ТАСС, планировалось ликвидировать в 2018 году.

О том, удалось ли министру закрыть "дыру" и почему она образовалась, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков.

- Олег Константинович, есть ли сегодня в России дефицит военных летчиков?

- Дефицит определенный все еще есть, но цифры не критические. Сейчас военные училища выдают полный комплект летчиков, то есть в каком количестве у государства есть необходимость, в таком их и выпускают.


Фото: www.npsv.ru

- Почему он возник?

- Он образовался во времена "сердюковской" реформы. В результате сокращения числа поступающих на обучение курсантов.

- Что это была за реформа?

- Министр обороны Анатолий Сердюков значительно сократил количество высших военных учебных заведений. Это не только летчиков коснулось, а затронуло всех военных: и строевых пехотных офицеров, и танковых, и моряков. А некоторые учебные заведения вообще три года не производили набор курсантов. Он посчитал, что имеется переизбыток, так скажем, перекомплект офицеров.

- Действительно было слишком много офицеров?

- В какой-то степени так и было. По данным министра получалось, что полковников и подполковников в Вооруженных силах России больше, чем лейтенантов и старших лейтенантов. Хотя, по идее, должно быть наоборот: чем более стройная организация, тем должно быть больше рядовых должностей. А у нас, если привести грубое сравнение, структура была похожа на фигуру полной женщины – в районе талии было больше, чем где-то еще.

- Есть информация, что дефицит отчасти сложился из-за того, что многие специалисты стали уходить в гражданскую авиацию. Это так?

- Многие военные летчики, действительно, хотят уйти в гражданскую авиацию. Но уйти туда не так-то просто. Есть ряд серьезных препятствий. Дело в том, что военных летчиков учат воевать на истребителях или бомбардировщиках. А гражданский летчик перевозит людей. Это совершенно разные вещи. Это как, допустим, водитель автомобиля и водитель автобуса. Поэтому военных летчиков, прежде чем они сядут за штурвал гражданского самолета, приходится переучивать, а это очень затратно.

Но это лишь одна проблема. Вторая – знание английского языка. Среди военных летчиков – единицы, кто владеет им. А гражданский летчик обязан его знать, потому что полеты без знания английского языка невозможны.

- В чем причина "побега"? Низкие зарплаты?

- Конечно, в гражданской авиации куда выше зарплаты. У командира воздушного судна, выполняющего рейсы за границу и так далее, зарплата начинается от полумиллиона. А военный летчик в звании полковника может рассчитывать максимум тысяч на 200-250. Это при серьезной должности и серьезной выслуге лет.

- А летчики в звании пониже?

- Все зависит от того, где они летают - на севере или на юге. В среднем где-то около 100 тысяч они получают.

- У кого степень ответственности выше?

- Военный летчик воспитывается как воин, он должен быть готов к самопожертвованию, поэтому он привык к рискам, которые часто граничат с отступлениями от инструкций и правил...

Беседовала Ольга КАРПОВА.

Актуальное