Россия живет тревогой

Сигнал раздался в Екатеринбурге.

Всплеск протестной активности жителей Екатеринбурга, устремившихся на прошлой неделе в сквер у Театра драмы, где планировалось построить собор святой Екатерины, заставит задуматься о многом. Об ошибках власти, о методах оппозиции, о том, что "народ устал". В эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель высказал версию, что во главе угла сегодня стоит стремление к справедливости.

- Михаил Григорьевич, в последнее время складывается впечатление, что в российском обществе в целом и в Екатеринбурге в частности возрос уровень агрессии. Замечаете ли вы такую тенденцию?

- Я бы не оценивал так однозначно. Журналисты об этом говорят, но по каким-то прецедентам, отдельным случаям. О том, что мы наблюдаем вал агрессивных действий, что это приобретает массовый характер — говорить нельзя. Наоборот. Я замечаю по вокруг находящимся людям и по повестке дня, по тому, что освещается в СМИ, что люди все чаще ищут компромиссы, стремятся договариваться. На самом деле, скорее следует отметить возрастание общего уровня тревоги, тревожности в обществе.

- Как в другие непростые периоды в истории нашей страны?

- Сейчас совершенно новые условия. Конечно, это не идет ни в какое сравнение, например, с 90-ми годами. То, что происходит сегодня, нуждается в дополнительном изучении. То, что это есть — факт. Но, с другой стороны, по сравнению с 90-ми годами сейчас гораздо больше факторов стабильности, даже антистрессовых факторов. Поэтому и проявляется тревожность на другом уровне.

- На каком?

- Это ощущение неопределенности завтрашнего дня. Для любого человека, как бы он ни был социально активен, важна какая-то стабильность, знание о том, что завтра с тобой и твоей семьей все будет в порядке. А современный мир сам по себе очень динамичный.

Все меняется — не только по экономическим, социальным причинам, но и в сфере технологий, образа жизни, приоритетов. Все это не добавляет ощущения стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Это порождает тревожность. А она, в свою очередь, ищет какой-то выход. И в зависимости от того, в какой ситуации человек оказался, в зависимости от собственных ценностей — он как-то ее выплескивает. Вариантов много. Если возвращаться к теме агрессии — может вылиться и в нее, но это только одно из множества возможных проявлений.

- А в какие-то массовые выступления, протесты?

- Нет. Это индивидуальный вопрос каждого человека, которому необходимо заниматься своим психическим здоровьем. Все-таки протестные события провоцируются геополитическими, микро- и макроэкономическими событиями, а не психическим состоянием людей. Оно может быть любым — начиная от полного психического здоровья и заканчивая серьезными заболеваниями. Также как и уникальные психологические характеристики каждого из нас не влияют на то, кто в итоге выйдет на митинги.

- В том числе наподобие тех, что недавно происходили в сквере у Театра драмы?

- По скверу, конечно, нужно опрашивать тех людей, кто выходил на протесты. Понятно, что и с той, и с другой стороны состав участников неоднороден. У всех свои мотивы. Но в целом, если подводить общий знаменатель — людьми двигало стремление к справедливости, причем с обеих сторон. Это - национальная черта наших людей. С одной стороны — сильная сторона, потому что стремление к справедливости дает людям энергию, желание действовать. А с другой стороны, справедливость - это очень субъективное понятие, поэтому часто и движение в сторону справедливости может быть разнонаправленным, даже противоположным. И этим, к сожалению, легко манипулировать.

Беседовала Анна ФЕДОРОВА