Лучшая половина на карте России

Региональные дороги страны отремонтировать разом невозможно.

В России подводят итоги первого года реализации пятилетнего нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД). 111 миллиардов рублей потрачено, а эффектом руководство страны не слишком довольно: работы в регионах шли не так быстро и не так безупречно, как планировалось. Сопровождением проекта занимается ФАУ РосдорНИИ. В интервью "Уралинформбюро" его представители рассказали о проверке на дорогах.

- Пару месяцев назад звучали заявления о почти тотальном отставании графиков ремонта дорог в большинстве российских регионов. А недавно на форуме "Дорога-2019" в Екатеринбурге прозвучала уже более благоприятная статистика. Что показывает ваша инспекция?

- Паспорт нацпроекта БКАД предполагает, что все работы по приведению дорожного полотна в порядок и снижению перегрузки трасс и ликвидации очагов аварийности, рассчитанные на 2019 год, должны завершиться к 1 декабря.

По состоянию на 14 октября в 22 субъектах Федерации верхний слой асфальтобетонного покрытия полностью уложен. Речь идет о Белгородской, Владимирской, Воронежской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Тульской, Мурманской, Ивановской, Ульяновской, Саратовской, Свердловской, Кировской, Магаданской областях, а также об Удмуртской, Ингушской, Чеченской и Коми республиках, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях, Ямало-Ненецком автономном округе.

Остальные регионы, кроме Забайкалья и Крыма, подтвердили, что к установленному сроку также завершат плановый объем ремонта. Некоторым справиться с задачей вовремя помешали погодные условия, у других дело замедляли недостаток профессионалов и ненадлежащая работа подрядчиков.

- Как ведется диагностика состояния дорожного полотна в рамках исполнения проекта?

- РосдорНИИ занимается строительным контролем и аудитом качества дорожных работ по линии нацпроекта. Инженерное сопровождение организовано нами в два этапа. На первом специалисты ведут сбор и анализ документов в области контроля качества, представленных регионами. На их основе мы и выбираем, где именно в сети ремонта БКАД проведем инструментальный мониторинг.

Важно понимать, что диагностика дорог и аудит качества – два принципиально разных направления нашей деятельности. При аудите берутся пробы, проводятся лабораторные испытания. При диагностике на месте работают передвижные лаборатории, которые замеряют, например, ровность и сцепление.

Это не сплошные проверки в общепринятом смысле. Подразумевается выборочная диагностика территориальных и межмуниципальных автодорог. В целом ежегодно мы обследуем до 50 тысяч километров федеральных трасс. А в рамках нацпроекта в текущем году обследовано более 25 тысяч километров автодорог в 61 муниципалитете России.

Как это происходит? Мы запускаем передвижную лабораторию, их у РосдорНИИ достаточно. Кстати, модернизированную модель мы представляли на выставке "Дорога-2019" в Екатеринбурге.


Фото: универсальная лаборатория, ФАУ РосдорНИИ

Универсальная дорожная лаборатория на базе трейлера рассчитана на комплексную оценку транспортно-эксплуатационных параметров дороги. В том числе она может выяснить прочность дорожных "одежд" во время движения транспортного потока по поверхности, а установка-эмулятор нагрузок поможет провести ускоренную оценку новых уложенных слоев и материалов. Обновленные лаборатории поступят в широкое использование в 2020-2021 годах. Данные, которые мы получаем в процессе обследования, объединяются в аналитические отчеты и направляются в Минтранс РФ.

- Выработан ли сегодня какой-то особый подход к стандартам качества материалов для дорожного строительства, чтобы они прослужили как можно дольше в разных погодных условиях и при разной степени нагрузки?

- Стратегия воплощения нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" предусматривает обновление стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства. Наш институт принимает в этом активное участие. Стандартизирование охватывает не только требования к используемым в ремонте материалам, но и к проектированию, строительству, содержанию трасс.

Что касается сырья, задействованного в ремонтах федерального масштаба, то в национальные стандарты попадают материалы, прошедшие испытания в различных условиях эксплуатации автомобильных дорог и доказавшие свою эффективность. Итоговое решение о возможности применения тех или иных технологий и ресурсов на дорожных объектах принимается после подтверждения их надежности.

Например, существует методология оценки качества дорожно-строительных материалов и проектирования асфальтобетонов Superpave, которая пока только внедряется в отрасли. Это одна из самых современных систем оценки свойств и подбора битумных вяжущих. Она подразумевает проектирование составов смесей исходя из климатических особенностей территории, где прокладывают или модернизируют дорогу. В рамках системы также проводятся имитационные тест-драйвы, чтобы выявить склонность полотна к образованию колеи, его упругость и потенциальную долговечность. Подобный подход позволяет увеличить межремонтный срок до 15 лет.

- По вашим оценкам, реально ли за оставшиеся 4 года реализации национального проекта довести большинство российских дорог до совершенства?

- Целевой показатель проекта – лишь доля дорог регионального значения, соответствующих нормативам. Это зависит от фактического состояния дорог. Показатель в 2019 году должен достигнуть 44%, а к 2024 году вырасти до 50%. Иными словами, речь не идет о единовременном приведении в порядок всех дорог России. Довести показатель до 100% или хотя бы близкого к этому значения невозможно по ряду объективных причин. В том числе, из-за того, что процесс эксплуатации автотрасс идет непрерывно.

Есть также целевой показатель для дорожной сети городских агломераций. Здесь расклад такой: в 2019 году – 46%, к концу реализации проекта – почти вдвое больше.

- Насколько эффективен контроль за реализацией проекта в регионах?

- Это одно из важнейших направлений. Взаимосвязь контроля и итогового качества прямая. Чем жестче контроль процесса и выше ответственность подрядчиков и заказчиков, тем прочнее окажется отремонтированное дорожное полотно. Про существенное увеличение межремонтных сроков при должном подходе мы уже упоминали. Это - один из основных критериев качества.

Беседовала Дарья СКОРЫХ