АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Леонидом Десятовым

"В особняке "палас-отель" не разместишь!"

Екатеринбург славится обилием "реестровых" памятников истории - их более 800. Правда, свыше 180 объектов из этого списка, по версии активистов арх-группы PODELNIKI, находятся в "проблемном" либо руинированном состоянии.

У государства не всегда есть деньги на их спасение. Так, в перечне объектов культурного наследия (ОКН), подлежащих ремонту и реставрации в 2021 – 2025 годах, значится всего 12 зданий. Возможно, проблему сохранения культурного наследия решит продажа памятников в частные руки для их приспособления под современное использование? Увы, примеров удачного коммерческого приспособления памятников истории в Екатеринбурге не очень много. Дом Железнова, госпиталь ВИЗа, "Косой дом" на набережной Исети… Возможно ли технически здания возрастом свыше 100 лет приспособить под современное использование?

"Уралинформбюро" обсудило проблему с экспертом, имеющим за спиной практический опыт разработки проектов приспособления ОКН и, что немаловажно, архитектурного контроля за реставрацией памятников — профессором кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УрГАХУ, руководителем архитектурной мастерской "АМД" Леонидом Десятовым.

- В ходе недавнего круглого стола, организованного "Школой наследия Екатеринбурга", прозвучал термин "инвестиционная привлекательность" применительно к ОКН. Судя по всему, в глазах бизнеса эта привлекательность пока не очень высока. Дело в дороговизне реставрации или прописанных в законе ограничениях — например, запрете видоизменять "предметы охраны"?

- Любые ограничения обычно прописываются исходя из конкретной задачи. Например, в памятник заселяется серьезная госструктура или фронт-офис крупной компании с кабинетами для ее топ-менеджеров. Такой объект становится "визитной карточкой" купившей его фирмы. Еще один вариант — приспособить памятник под дорогое кафе или ресторан с изысканной кухней. С точки зрения экономики в таком формате памятники вполне могут "выжить".

Но это правило работает далеко не всегда. Например, улицу Красноармейскую, где было много объектов старины, где-то с середины 90-х годов прошлого века начали застраивать современным жильем. Спустя примерно 20 лет там провели благоустройство улицы, убрали проезжую часть, сделали аллею. И осталось два дореволюционных домика, которые долго стояли заброшенными, потом один все-таки реконструировали – но даже в обновленном виде он не заинтересовал возможных арендаторов, потому что улица стала пешеходной, и к дому невозможно было подъехать на машине. Там в итоге разместили детский дом творчества.

Или взять ОКН, который арендует наша мастерская. Хозяева, промышленная структура из Первоуральска, хотели приспособить его под гостиницу, даже разработали проект. Но столкнулись с проблемой: санитарно-защитной зоной зоопарка, расположенного неподалеку от нас. Зона эта 50 метров, и в ее пределах не получится ни кафе, ни пивную разместить, а для переоборудования особняка в гостиницу придется к нему вторую эвакуационную лестницу пристраивать, а это уже будет нарушением объемно-пространственных характеристик.


Госпиталь Верх-Исетского завода после реставрации стал представительством одной из крупных строительных компаний Екатеринбурга

- Покупая памятник истории, частный бизнес обычно получает "в нагрузку" и большой пакет охранных обязательств. На ваш взгляд, этого достаточно, чтобы обезопасить ОКН от нарушений при реконструкции или в реальности эти обязательства "не работают"?

- Думаю, достаточно. Проблема в том, что у памятника таких охранных обязательств… может не быть. Часто бывает, что тот или иной старинный дом по старым советским реестрам считается памятником, а документов на него нет, проект охранных зон не разработан. В таком случае потенциальные собственники, приобретя объект, могут более "гибко" подойти к составлению историко-культурного заключения — благо что в экспертизе работает сегодня много иногородних "варягов" с официальной лицензией. Они вполне могут в интересах инвестора ценный элемент здания объявить неценным.

- Ну, тут в помощь перечень предметов охраны, которые при реконструкции запрещено видоизменять - в теории, конечно, потому что в реальности это требование не всегда соблюдается. Но не препятствует ли требование дотошно соблюдать эти предметы охраны спасению памятника в целом?

- Нет, это требование ни в коем случае нельзя отменять, иначе собственники "реестровых" памятников начнут сносить и "ремонтировать" по своему усмотрению. Многое из наследия утрачивается в результате сносов и плохих ремонтов, так и не успев стать ОКН. А соблюдение "предмета охраны" как раз не мешает, а помогает спасти памятник, однако делает его ремонт более дорогостоящим. Меньше пространства для маневра у инвестора - больше затрат! Однако памятники, восстановленные по всем правилам, в итоге выигрывают и по интерьеру, и по экстерьеру.

Хороший пример — реставрация конструктивистского здания Свердловской киностудии на углу Ленина и Луначарского. Его, конечно, превратили в торговый центр, но внутри сохранили и лестницу, и ограждение 30-х годов, да и снаружи фасад восстановили по историческому аналогу. Сегодня это один из самых "выживших" объектов конструктивизма, и он выигрывает на общем фоне зданий той эпохи, является отличной иллюстрацией стиля, его декора и цветовой гаммы. Соблюдать предметы охраны необходимо, вопрос, как это проконтролировать.


Один из немногих примеров удачного приспособления ОКН - здание Свердловской киностудии на углу Ленина-Луначарского / "Яндекс.Фото"

Кроме того, эту норму не всегда возможно выполнить чисто технически. Например, в 2011 году мы участвовали в приспособлении под современное использование (кафедра ортопедической стоматологии) особняка на углу проспекта Ленина и улицы Сакко и Ванцетти. Это бывшее училище коммерческих приказчиков, и, согласно легенде, там однажды переночевал революционер Леонид Вайнер.

УгАХА на этом объекте выступала проектировщиком с ведением надзора, а сам особняк принадлежал Уральскому медуниверситету. Работы заняли полтора года, все делалось по правилам: сначала эскизный проект с обоснованием, затем согласование в экспертном совете минкульта, где первый вариант проекта "завернули", и пришлось его дорабатывать. И все равно не получилось оставить в неприкосновенности исторические перекрытия здания: они оказались "горючими", а значит, их нельзя использовать в лечебном или учебном помещении.

- А не препятствуют ли соблюдению предметов охраны существующие СНиПы? Они ведь требуют обустройства современных инженерных сетей, систем кондиционирования, пожарной охраны, автопарковок — то есть всего того, чего в эпоху строительства объекта культурного наследия попросту не существовало и не было предусмотрено.

- Там все равно есть определенный люфт по обеспеченности инженерными сетями. Если вам нужно установить в здании, являющемся памятником истории, приточно-вытяжную вентиляцию, можно смонтировать ее, к примеру, на чердаке. Или применить энергоэффективный подход — как в Европе, где сегодня вместо вентиляции просто устанавливают в окнах открывающиеся форточки.

Но в любом случае, прежде чем "приспосабливать" памятник, нужно четко понимать, под какой функционал это делается. А функция должна быть сомасштабна объему помещения. Нельзя академический театр разместить в жилом доме. В зданиях "ячеистой" структуры помещений (как, например, бывшие гостиницы) нельзя разместить "атриум-палас-отель", но вполне можно клуб или офисы. Можно разбить здание по жилым и нежилым ярусам. Получится очень удобно для собственников и арендаторов: на одном этаже они работают, на другом живут.


Доходный дом купца Чувильдина изначально предназначался для сдачи жилья внаем


После реставрации он сохранил жилую функцию, став частным особняком

Иной подход требуется к бывшим промышленным объектам. Голландцы, к примеру, в 2000-х годах реконструировали старинную фабрику ван Нелле (Роттердам – прим.ред.), производившую кофе, чай, различные виды табака, и разместили там творческие мастерские дизайнеров, архитекторов и художников. И сделали это на основе конкурса: помещения достались в аренду только высококвалифицированным профессионалам. Ведь чтобы памятник после приспособления "работал", нельзя превращать его в проходной двор.

Необходимо заниматься промышленным наследием Урала. И самое главное – нужны государственные и муниципальные программы по выявлению и сохранению ОКН, так как коммерческий интерес к таким объектам узок по функционалу и не решает всего комплекса проблем по сохранению и приспособлению.

Беседовал Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: АрхитЕбург "Уралинформбюро"

Актуальное