Карта от Пушкина

Козырная, театральная.

У пушкинского Германна из "Пиковой дамы" была навязчивая идея с тремя картами. У главной дамы Минкульта России тоже идея с картой, которую назвали "Пушкинской".

Сюжет Ольги Любимовой прост – выиграть борьбу за культпросвет молодежи можно бесплатным доступом в театры и консерватории. Отрокам от 14 до 22 лет предоставлено право оформить персональную карту с балансом 3000 рублей и отправиться в учреждение культуры. По словам министра, обналичить эти средства не получится.

"Уралинформбюро" узнало, готовы ли деятели культуры к нововведению.

Заместитель директора екатеринбургского Театра юного зрителя Наталья Аристова:

- Мы наблюдаем, что каждый день по "Пушкинской карте" в нашем театре регистрируется по 10-15 человек. Если сейчас 14-летние, кто раньше не ходил, к нам зайдут и им понравится, то они на всю оставшуюся жизнь останутся с нами. У нас есть разные спектакли: и классические, и экспериментальные, как "Собачье сердце", "Золотой ключик" - это не те произведения, к которым мы привыкли. Также мы понимаем, какая у нас пустует ниша. Например, недавно мы сняли с афиши "Маленькую принцессу", будем показывать "Питер Пэн", премьера которого как раз состоится в рамках "Пушкинской карты" в октябре.


"Сказка о потерянном времени". Фото: ТЮЗ

Директор Ирбитского драматического театра имени Островского Лилия Гундырева:

- Студентов сложно привлечь в театры, со школьниками проще. У нас уже началась работа по пропаганде "Пушкинской карты". Да, мы находимся на периферии, что может казаться как некоторый минус, но мы — единственный театр Восточного округа, поэтому потенциальный зритель есть. Наш отдел по работе со зрителями ведет переговоры с отделами культуры Туринска, Алапаевска, Артемовского, Режа, Камышлова и крупными сельскими территориями. У нас уже начали покупать билеты по "Пушкинской карте". Хорошо, что это карта со средствами, которые можно потратить исключительно на билет. Это - важный материальный ресурс для многих российских семей.

Первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов:

- Классическая музыка — это тончайшая материя, порог вхождения в нее довольно длительный, потому для молодежи, которая привыкла получать быстрые результаты во всем, достаточно сложно "поймать" ту самую эмоцию, которая захватит с первой ноты. Вместе с тем буквально за первые 10 дней реализации проекта Свердловской филармонией продано около 200 билетов по "Пушкинской карте". Лидерами продаж стали Первый фортепианный концерт Бетховена, программа русской музыки, написанной для органа, и кантата Carmina Burana — самое известное сочинение Карла Орфа.

Руководитель отдела по связям с общественностью "Урал Опера Балет" Семен Чирков:

- Важно понимать, что "Пушкинская карта" - это не дополнительный источник заработка для театров или других организаций культуры. Это - возможность для молодых людей купить билет, не залезая в свой личный бюджет. Безусловно, "Пушкинская карта" – отличный помощник в том, чтобы привлечь в театр новых зрителей. Когда молодой человек идет в первый раз в театр, он может испытывать некоторый страх. Элементарно может бояться разочарования от того, что он чего-то не поймет.


"Набукко". Фото: Ольга Керелюк / "Урал Опера Балет"

Режиссер частного театра "Центр современной драматургии" (Екатеринбург) и муниципального Нового молодежного театра (Нижний Тагил) Антон Бутаков:

- У нас уже спрашивали, есть ли у нас "Пушкинская карта", но на текущий момент к ней подключены государственные театры. Частные тоже есть в перечне, но пока их нет в системе. Нам обещали, что это произойдет в скором времени. То, что частников также добавили - правильный шаг. Я считаю, что под этот проект не нужно что-то конкретное театрам делать. "Пушкинская карта" - это возможность посвятить молодежь в тот репертуар, который уже есть. Представляете, что будет, если что-то срочно менять или включать в программу театра? Это будет некачественное произведение, шлак.

- Какие формы привлечения зрителей вы используете?

Наталья Аристова:

- Рынок культуры очень большой - огромного притока, мы полагаем, не будет, но новый зритель в наш театр придет. В то же время, если человек был против театра, то его никак туда не затащить.

Мы активно работаем в соцсетях и школах. С групповыми продажами, правда, есть нюанс. Сейчас по старинке уполномоченные носят билеты учителям, им проще предлагать непосредственно "живые" билеты. А для этого проекта педагогу надо зайти в интернет, выбрать спектакль, обсудить его с учениками, напоминать им о бронировании и выкупе.

Лилия Гундырева:

- Не буду скрывать, что в 2020 году мы серьезно потеряли в деньгах, поэтому нам нужен финансовый импульс. Жесткий год закончился, мы поняли, что в 2021-м откроемся раньше традиционного срока — работу начали с конца июля. С "Пушкинской картой" мы приобретем не только новых зрителей, но и возможность для увеличения дохода. Понятно, что это будут небольшие деньги, но все же. С недавнего времени мы реализуем проект иммерсивного театра - спектакль "Свои люди сочтемся" адаптировали под показ в старинных усадьбах. Мы подали заявку на включение постановки в "Пушкинскую карту".


Свердловская филармония. Фото из официального паблика в Facebook

Рустем Хасанов:

- Еще до проекта "Пушкинская карта" мы стали внедрять новые форматы работы с молодежью. Например, проект "Открытая филармония", в котором есть просветительские программы, позволяющие ближе познакомиться с филармонией и музыкой, которая в ней звучит. Надеемся, что это поможет нам омолодить аудиторию филармонических концертов, а перед молодыми людьми откроются новые музыкальные горизонты.

Для новичков подготовлены программы популярной музыки, знакомство с органом, в которых будут звучать короткие узнаваемые произведения, музыка из кинофильмов и даже компьютерных игр. У нас есть "Джазовые пятницы", когда концерты начинаются в 21.00. Это симфонические плейлисты, где звучит музыка, зовущая на подвиги, музыка путешествий или музыка любви - эти концерты идут по субботам в 20.00. Есть интересный субботний формат Music night - начало концертов в 21.30. Эти 70-75-минутные программы идут без антракта.

Семен Чирков:

- У нашего театра нет миссии "оторвать" аудиторию 14-22 лет от соцсетей. Соцсети не враг театру, а помощник. Мы активно ведем свои паблики в Facebook, во "ВКонтакте" и Instagram. Что до запросов этой условной аудитории, то они, на мой взгляд, не отличаются от запроса зрителей других возрастов. Каждый хочет быть свидетелем чуда, которое происходит на сцене, поэтому в театре "Урал Опера Балет" нет какого-то деления спектаклей по возрастам: эта постановка для подростков, а эта для пенсионеров. Возрастной ценз, конечно, существует, но у большинства постановок он 12+. Такая отметка у премьеры, которой мы открываем нынешний сезон - оперы "Набукко", и у балета "Конек-горбунок", которым мы закрывали прошлый сезон.


Афиша ЦСД. Фото Вадима Балакина / Facebook

Антон Бутаков:

- Я не думаю, что в частных театрах будет мегаподьем, в государственных — скорее всего. Вот в муниципальном театре Нижнего Тагила есть и классика для детей, и спектакли для молодежи с реальными историями из жизни тагильчан. Туда на спектакли ходят группами, убежден, что не будет проблем с охватом.

"Пушкинская карта" нацелена на то, чтобы школьник или студент пришел в то учреждение, где не был. Например, я не был в филармонии в студенчестве, потому что там дорогие билеты. Если хотя бы 30-50% владельцев этих карт воспользуются ими, будет здорово.

Беседовала Надежда ГААГ