"Страшнее боевых действий": глава НАК объяснил идею приравнять коррупцию к госизмене

Ущерб от взяточников порой слишком велик.

Накануне Всемирного дня борьбы с коррупцией, который празднуется 9 декабря, в России вновь заговорили об ужесточении законодательства в этой сфере. Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов заявил, что коррупционные преступления нужно приравнять к госизмене. Подробнее о своей инициативе он рассказал в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро".

– Почему в качестве ужесточения законодательства вы предлагаете именно приравнивание к госизмене?

– Когда чиновник приходит на службу, он подписывает контракт и берет на себя обязательства. Совершая коррупционное преступление, он изменяет гражданской присяге. А измена присяге – это измена Родине. Тут действует правовая логика.

К тому же результат коррупционных действий зачастую страшнее одного факта измены родине. Например, хищение бюджетных средств в сфере безопасности нанесет больший ущерб, чем пара перебежчиков или иностранных агентов. Последствия в виде разрухи от таких преступлений могут быть страшнее, чем от боевых действий.

– Обсуждали ли вы эту идею с представителями власти? Как они реагируют на подобные предложения?

– Эта идея появилась не сегодня. Ее еще 10 лет назад начал озвучивать президент, тогда были даны реальные поручения. И вместе с позапрошлым созывом Госдумы мы готовили пакет изменений в уголовное законодательство по ужесточению мер. С этой темой еще в статусе вице-премьера выступал Дмитрий Рогозин. Но в итоге этот пакет не прошел.

Что-то тогда приняли, отдельные поправки: например, усилили ответственность за взятки. Но этого все равно мало. Когда принимающий [взятку] человек может заработать миллиарды, он идет на риск, зная, что, получив даже 15 лет колонии, отсидит 6 и выйдет. Еще и отсидит, как в спортивном санатории – со всеми условиями. Поэтому вопрос сегодня стоит в том, что нам нужно полностью менять структуру уголовного законодательства. Нужно сформировать уголовное понятие коррупционных преступлений, потому что это не только взятки, а очень большой спектр правонарушений. Также нужно повысить эффективность антикоррупционной экспертизы, законопроектов, законодательных актов, чтобы устранить условия формирования коррупции, лишить коррупционеров основы для их деятельности.

– Можем ли мы ожидать, что ваше предложение в скором времени оформится, например, в законодательную инициативу?

Какие-то документы сейчас готовятся, обсуждаются, но никаких глобальных решений об изменении законодательства в ближайшее время не планируется. К сожалению.

– Как вы считаете, можно ли в принципе победить коррупцию?

– Победить нельзя, но можно уменьшить. Двумя способами: устранив условия ее формирования и ужесточив законодательство.

Беседовал Олег ЕСАУЛКОВ