Смерть на финише

В погоне за медалью.

Смерть биатлонистки из сборной Удмуртии Алины Якимкиной на шестом этапе Кубка России в Тюмени наделала много шума. 21-летняя спортсменка, пробежав около 15 километров по лыжной трассе, потеряла сознание, не дотянув до финиша всего около 700 метров. Врачи пытались ее реанимировать, но не смогли. 

Со слов судмедэкспертов, девушка скончалась от острой сердечной недостаточности. Казалось бы, появилась какая-то ясность, но у следователей и общественности еще осталось много вопросов. Якимкина якобы была абсолютно здорова, однако ее близкие утверждают, что ее мучило давление.

Корреспондент "Уралинформбюро" нашел новые подробности в деле гибели спортсменки, пообщавшись с министром спорта Удмуртской Республики Игорем Красновым и коллегами Алины.

- Игорь Васильевич, с каких лет Алина занималась спортом?

- Алина занималась спортом достаточно давно. В школу биатлона в Ижевске поступила 5 лет назад. Два года назад ее окончила и была зачислена в состав сборной команды Удмуртской Республики.

Всё это время ее личным тренером был Николай Хазеев, человек достаточно опытный, всю жизнь проработавший в биатлоне, воспитавший плеяду сильных и серьезных спортсменов. Алину он вел с самого поступления. Из ее достижений - победа на первенстве России в 2013 году.

- У нее были проблемы со здоровьем?

- По тем медицинским документам, которые на сегодня нам предоставлены, мы четко видим, что органических изменений у Алины в сердечной деятельности не было.

- Как спортсменка проходила дистанцию?

- Николай Хазеев связывался с тренерами, которые были на трассе. Спортсменка прошла все 4 огневых рубежа, отстрелялась очень неплохо. Когда человек чувствует определенный дискомфорт, отстреляться хорошо практически невозможно. Перед финишем ей предложили попить, она ответила: "У меня всё хорошо, иду на финиш, всё отлично". Буквально через полкилометра она упала. Поэтому говорить о том, что ей было плохо по ходу гонки, сложно.

- Почему в команде не было врача?

- У нас по положению о сборных командах Удмуртии в составе группы только биатлонисты и тренер. При этом спортсмены выезжают на соревнования, получив официальный допуск во врачебно-физкультурном диспансере республики. А если биатлонисты участвуют во всероссийских соревнованиях, то он еще дополнительно заверяется министерством спорта.

И этот случай не исключение. По всем спортсменам есть допуски. На бланках стоят "живые" печати и подписи.

- Все-таки умерла молодая спортсменка. Проверка проводится?

- На сегодняшний день созданы две служебные комиссии. У нас - в министерстве по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртии. В ее состав вошли специалисты Школы высшего спортивного мастерства республики, СДЮСШОР по биатлону и Федерации биатлона Удмуртии. Аналогичная комиссия создана в министерстве здравоохранения.

Случай экстраординарный, будем разбираться, анализировать, как такое могло произойти, где произошел сбой системы.

- После этой трагедии что-то изменится в подготовке спортсменов?

- Систему подготовки мы не изменим. Мы достаточно отчетливо понимаем, что из-за проблем, которые на сегодняшний момент существуют, в том числе с материально-техническим обеспечением, врачебно-физкультурный диспансер сегодня не справляется с той нагрузкой, которая появилась. Это объективно. Причем понимаем не только мы. Такая ситуация в целом по России. 

Безусловно, есть необходимость, по крайней мере, в реформировании системы медицинского сопровождения, которая сейчас существует на территории Удмуртской Республики.

Возможно, необходимы более частые осмотры спортсменов. Более внимательная работа в структуре "спортсмен — врач — тренер".

 

Коллега Алины Якимкиной (девушка попросила не называть ее имени - прим.ред.)

- Вы давно дружите с Алиной?

-  Мы из одной команды, учились вместе, на сборах и соревнованиях всегда вместе. Дружим не так давно.

- Она не жаловалась на здоровье?

- Алина говорила, что в последнее время плохо спит, но тренеру об этом она не говорила. Хотя это первый признак переутомления. Когда приехали в Тюмень, у нее было давление, но Моисееву (тренер сборной Удмуртии – прим. ред.) она тоже ничего не сказала.

- Почему?

- Она боялась, что если не покажет результат, то на следующий год ее не возьмут в сборную.

- Когда последний раз Якимкина проходила медицинское обследование?

- Осенью. Следующее обследование мы должны были пройти весной. Во время него проверяют все, в том числе вариабельность сердечного ритма, делают кардиограмму, мы сдаем анализы и т.д.

Еще пока был врач сборной республики (Владимир Красильников - прим. ред.), он нас смотрел постоянно - примерно через каждые 5 дней. 

Подготовила Ольга КАРПОВА

Актуальное