Автодилеры Среднего Урала оказались на распутье
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Системные проблемы среднеуральских автодилеров обострились в период кризиса. Сложившаяся ситуация вынуждает продавцов машин выбирать один из трех пограничных вариантов дальнейшего ведения бизнеса. Как сообщил "Уралинформбюро" генеральный директор консалтинговой компании "Активные формы" Юрий Афанасьев, сокращение спроса по всей России на новые автомобили в ближайшее время составит 25-50%. Не станет исключением и рынок Среднего Урала. По данным отдела таможенной статистики Уральского таможенного управления, за последние 5 месяцев количество "растаможенных" на Урале автомобилей сократилось более чем в 23 раза. В октябре 2008 года на постах таможни УрФО было зарегистрировано 2 084 иномарки, а к концу февраля — лишь 90. Резкое падение интереса к "железным коням" стало следствием сокращения объемов доходов населения. Продолжением печальной тенденции может стать снижение доли среднего класса в стране. "Ослабление рубля, повышение импортных пошлин, субсидирование кредитных ставок приведет к перераспределению спроса на автомобили, собираемые в России. Одновременно с этим увеличится ценовой разрыв между вторичным и первичным рынком машин", — считает эксперт. По данным Ю.Афанасьева, уже в феврале падение автопродаж в России составило 33%. Собеседник агентства уверен, что "масла в огонь" подольет и ряд обострившихся "дилерских" проблем. "Будет наблюдаться, и это уже заметно, сокращение доходов от спецпрограмм (гарантийное обслуживание, страховка, допоборудование), падение рентабельности продаж и снижение способности продавцов обслуживать свои внешние долги. Со временем станет невозможно окупить вложения в те проекты, которые были начаты до кризиса. Это приведет к целой череде "заморозок", — отметил эксперт. В течение 2008 года в отрасли наблюдался опережающий рост объемов продаж по сравнению с прибылью, необоснованно реализовывались инвестпроекты с завышением показателей управленческой отчетности. Следствием этого стали "заоблачные" зарплаты персонала, который вовсе не соответствовал заданному уровню экспертности, — считает Ю.Афанасьев. Решать проблемы в сложившихся условиях придется тремя простыми и известными всем методами, — добавил он. Первый — это фиксирование убытков и последующий вывод капитала из бизнеса, второй — переход в режим "ожидания восстановления рынка в 2010-2012 годах" и жизнь "на старом жирке". Третий вариант, на который способны далеко не все, предполагает полное реформирование деятельности автодилера и организацию нового бизнеса.