Екатеринбург станет региональным плацдармом для первого российского авиатакси

ЕКАТЕРИНБУРГ. В апреле 2009 года первое российское авиатакси Dexter откроет таксопарк в Екатеринбурге. Как сообщил "Уралинформбюро" руководитель проекта Dexter Евгений Андрачников, сейчас заказные полеты выполняют 8 одномоторных самолетов Pilatus PC-12, базирующиеся в московском аэропорту "Быково", а также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Сочи. В январе этого года опорной точкой Dexter в УрФО стал Новый Уренгой — приписанный к новоуренгойскому аэропорту самолет летает преимущественно в города Ямала, Югры и Тюменской области. Теперь еще один Pilatus будет находиться и в аэропорту "Кольцово". 

Проект преследует цель создать систему авиатакси национального масштаба, обслуживаемую парком из 70-80 судов. К настоящему моменту объем инвестиций составил 38 миллионов долларов США. Основной целевой аудиторией являются менеджеры высшего и среднего звена. База Dexter насчитывает около 80 корпоративных клиентов, на долю которых приходится около 80% всех заказов. Проект имеет договоры с большинством из 250 гражданских аэропортов России.

"Для нас Екатеринбург — это важный форпост. В 2009 году мы покроем восемью самолетами европейскую часть страны, часть Урала и, возможно, также окажемся где-нибудь в районе Новосибирска. А в 2010 году уже будем двигаться в направлении Дальнего Востока", — отметил Е.Андрачников.

До 2011 года Dexter намерен пополнить свой флот еще 17 самолетами Pilatus. Кроме того, подписан контракт на поставку к этому же сроку 20 реактивных самолетов Cessna Citation Mustang, относящихся к классу VLJ (very light jet). "Они станут своеобразным дополнением "Пилатуса" при длине плеча свыше 1 500 километров. "Пилатус" преодолевает расстояние до 2 000 километров, однако на турбовинтовом самолете такое путешествие несколько утомительно. По "Мустангам" проплачен аванс, при этом мы соразмеряем количество судов с темпами развития рынка. Например, если к 2011 году нам понадобится только 5 "Мустангов", поставка остальных будет сдвинута на более позднее время", — пояснил Е.Андрачников.

По его словам, чтобы выйти на уровень окупаемости текущих расходов, парк авиатакси должен насчитывать 13-15 судов. В 2008 году налет одного самолета Pilatus составил 50-60 часов в месяц, что считается высоким показателем с точки зрения экономической эффективности. Стоимость полета на восьмиместном Pilatus — 160 рублей за километр независимо от количества пассажиров. Декларируемая готовность к вылету — в течение 3 часов после заказа. Для приема судна необходим сертифицированный аэропорт с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 600 метров. Если из аэропорта назначения намечен обратный рейс или продолжение маршрута, ожидание в пределах 3 часов предлагается бесплатно, за каждый последующий час взимается 1 200 рублей. При корпоративном обслуживании условия оплаты стоянки могут варьироваться в зависимости от условий договора.

Проект Dexter стартовал в 2004 году. Для его реализации были созданы ООО "Воздушные транспортные системы", владеющее летным парком, и авиакомпания ЗАО "Авиа Менеджмент Групп". Акционерами проекта являются ОАО "Промышленные инвесторы" и аэрокосмический холдинг "Каскол". Помимо средств акционеров, проект финансируется с помощью долговых инструментов крупных институтов, в частности, "Международной финансовой корпорации" (International Finance Corporation).

По оценкам экспертов, до кризиса российский рынок бизнес-авиации, к нижнему сегменту которого относится Dexter, рос на 40% в год. Его емкость оценивалась в 2 миллиарда долларов.