Уральским машиностроителям поможет выжить стимулирование спроса

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. В марте 2009 года индекс промышленного производства в Свердловской области вырос на 16%. При этом производство транспортных средств увеличилось на 49%, а выпуск машин и оборудования в 2 раза. Такое заявление сделал губернатор Эдуард Россель на совещании с главами поселений. Проследил он и качественные изменения: кризис заставляет потребителей обращаться к отечественному производителю.

Как прокомментировал "Уралинформбюро" директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов, мартовский подъем производства в машиностроении Среднего Урала нельзя назвать проявлением тенденции выхода отрасли из глубокого кризиса. Речь, скорее, идет об издержках статистического учета. Данные, свидетельствующие о реальном подъеме в экономике и машиностроении в условиях кризиса, не отражают главного – дальнейших перспектив комплекса.

По его словам, впечатляющие цифры роста объемов производства не показательны: простояв январь-февраль, ряд предприятий, выпускающих серийную продукцию, возобновили производство в расчете на всплеск сезонного спроса. Таким образом, например, поступило одно крупное уральское предприятие с 90-процентным иностранным капиталом. Если же говорить усреднено, во время простоя в феврале выпустили продукции на 2 миллиона рублей, а в марте – на 100 миллионов рублей. На лицо 50-кратный рост производства, однако куда пошла эта продукция – на склад или была куплена – статистика не учитывает.

Еще сложнее выйти на прежние объемы производства крупным компаниям.

Если двигатели, трансформаторы и прочая аналогичная продукция может некоторое время подождать покупателя на заводском складе, то мощности крупных предприятий, таких как Уралмаш, Электротяжмаш, завод имени Воровского, чья продукция всегда определяется параметрами конкретного заказа, загружены от случая к случаю. "На склад" они работать не могут.

Общеэкономические инструменты, вроде снижения ставки рефинансирования, по мнению главы Союза машиностроительных предприятий области, также пока малодейственны.

Ставка рефинансирования снизилась на 1% и составила 12%. Это значит, что ставка по кредитам крупнейших банков, получающих государственные деньги на поддержку ликвидности, не должна превышать 15%. Однако ведущие банки страны мало кредитуют машиностроительные предприятия напрямую, дешевле 20% годовых занять практически невозможно. "Да и нет у машиностроителей такой потребности: зачем мне перекредитовываться, вешать удавку на шею, если продукция не находит сбыта?" - рассуждает А.Бухмастов. 

По настоящему эффективным средством поддержки машиностроения может стать стимулирование спроса на его продукцию. Более того, подобные шаги государства оказали бы мультипликативный эффект.

"Взять, например, последние сообщения об истощении месторождений нефти и газа и кризисе в геологоразведке. Выделение средств на геологоразведку увеличило бы спрос на установки разведочного бурения Завода имени Воровского, буровой инструмент для которого поставляет "Пумори-СИЗ", который, в свою очередь, закупает шарошечные долота у "Уралбурмаша". Долота "Бурмаша" делаются из продукции Кировградского завода твердых сплавов и так далее. Тот же Завод имени Воровского будет заказывать прокат, литье, легированную сталь у Ашинского метзавода, которому вдруг да понадобиться закупить какое-либо металлургическое оборудование…", - отмечает директор Союза. Впрочем, даже если решение о выделении государством заметных средств в геологоразведку будет принято быстро, получить реальных заказов раньше осени не получится, а у того же "Бурмаша" склады уже сейчас забиты продукцией.