Уральское машиностроение выходит из "пике"
В январе-июне 2009 года объемы производства на многих машиностроительных предприятиях региона упали в 4-5 раз. Инвестиционные программы в отрасли были свернуты на 85%, в металлургии - на 75%. По оценкам регионального минпромнауки, наиболее значительный спад в текущем году прогнозируется в машиностроительном комплексе - 60% к уровню 2008 года, производство электрооборудования составит 85%, транспортных средств и оборудования - 60%.
Во II полугодии в машиностроении Среднего Урала появились признаки оживления и роста загрузки, особенно в мобильных производственно-инжиниринговых компаниях. Быстрее других стабилизируется ситуация на предприятиях энергетического и металлургического машиностроения.
Так, в ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока" наблюдается рост заказов от основных контрагентов - энергетиков. По словам гендиректора Общества Алексея Бегунова, в сентябре мощности СЗТТ загружены на 70% от объема прошлого года, но долгосрочная перспектива не просматривается. Одной из причин стагнации в отрасли А.Бегунов называет существующую систему посреднических организаций между предприятиями и конечным потребителем. Она удорожает продукцию и является тормозом для рыночной торговли и ценообразования.
Еще одно препятствие возрождению машиностроения - негибкая таможенная и тарифная политика, позволившая насытить российский рынок бывшим в употреблении западным оборудованием. По словам гендиректора ЗАО "Екатеринбургские лесные машины" Бориса Оглоблина, из-за падения спроса объемы производства продукции на предприятии снизились в 10 раз.