Социально-экологический проект РМК

На Коркинском разрезе.

ЗАО "Русская медная компания" объявило о переносе сроков строительства Томинского горно-обогатительного комбината. Как сообщил на выставке "ИННОПРОМ-2016" президент РМК Всеволод Левин, компания получила от властей Челябинской области рекомендацию складировать отходы не в классическое хвостохранилище, а в отработанное пространство Коркинского угольного разреза. Разработка проекта рекультивации потребует дополнительного времени и средств. Затраты на транспортировку пульпообразных отходов РМК надеется компенсировать за счет снижения операционных расходов.

Томинское месторождение – одно из крупнейших в мире. На первой стадии его освоения Русская медная компания будет добывать около 17 миллионов тонн руды. На второй добыча увеличится до 28 миллионов тонн. Отходы обогащения первоначально планировалось размещать в обычных хвостохранилищах. Но, как сообщила "Уралинформбюро" директор управления экологии, охраны труда и промышленной безопасности РМК Наталия Гончар, после независимого экологического аудита губернатор Челябинской области Борис Дубровский рекомендовал направлять отходы обогащения в угольные пустоты.

Сейчас РМК составляет дорожную карту работ: необходимо провести инженерные изыскания, сделать проект и оценить его с экономической точки зрения. Предварительные исследования говорят о том, что технически доставлять хвосты в карьер возможно. Сколько времени потребуется на изменение проекта – вопрос остается открытым. Точные сроки станут известны после разработки и согласования дорожной карты.

В настоящее время у РМК есть проект на два карьера и отвалы. Экологический аудит показал, что он выполнен на высочайшем уровне. Проект находится на градостроительной экспертизе, и изменения в него вноситься не будут. Проектная документация обогатительной фабрики также останется без изменений. Пересматривается лишь последняя стадия размещения отходов.

По словам Наталии Гончар, обеспечение экологической безопасности – это компромисс между технологически возможным, экологически приемлемым и экономически целесообразным. Рекультивация Коркинского разреза поставила перед РМК дилемму: возить отходы БелАЗами либо доставлять пульпу по трубопроводу. Выбор был сделан в пользу гидротранспорта. Автомобили выбрасывают в атмосферу бензапирен, свинец и страшно пылят при транспортировке. Пульпопровод – наиболее взвешенное с экологической и экономической точки зрения решение.

До сих пор отходы обогащения направляли в хвостохранилище в виде пульпы. При рекультивации Коркинского разреза хвосты сначала будут обезвоживать (воды останется примерно 50%), а потом гидротранспортом доставлять в разрез. На борту разреза произойдет вторая стадия сгущения – отжатую воду вернут на обогатительную фабрику. Получившейся пастой будут заполнять карьер.

Всеволод Левин считает, что предлагаемый социально-экологический проект имеет право на жизнь, и он интересен компании технически. Транспортировка на расстояние 14 километров и сгущение пульпы потребуют дополнительных инвестиций. Сколько именно – пока сказать трудно.

Проект рекультивации, который разрабатывала Челябинская угольная компания, предполагал затраты в 28 миллиардов рублей, но там были использованы другие технические решения – РМК предложило более экономичное и технологичное.

Изменение проектных решений сдвигает сроки строительства горно-обогатительного комбината – возможно, на несколько лет. Но зато медники выиграют в другом: в хвостохранилище нужно ежегодно наращивать дамбу, перекладывать пульпопроводы. На Томинском ГОКе это не потребуется, и компания сэкономит на операционных затратах.