Не верю! Счетная палата засомневалась в выполнении майских указов Путина

МЭР рисует слишком радужные перспективы.

Выход России в пятерку крупнейших экономик мира, инвестиционный прорыв и сокращение бедности вдвое, обещанные перед мартовскими выборами президентом РФ Владимиром Путиным и затем подкрепленные майским указом, рискуют так и остаться красивыми планами. В этом уверены в Счетной палате (СП).

Аудиторы дали заключение на очередной долгосрочный бюджет России: при прогнозируемом Минэкономразвития (МЭР) снижении цен на нефть и ослаблении курса рубля рост экономики в 2020-2024 годах, скорее всего, не превысит 2%, пишет Reuters.

В Минэкономразвития же обещают едва ли не трехкратный рост относительно 1,3% в 2019 году. К этому, по планам ведомства, должны привести реализация пакета структурных изменений: национальные проекты, развитие инфраструктуры, меры по повышению инвестиционной активности, увеличению конкуренции и эффективности госкомпаний, а также пенсионная реформа.

В СП считают, что прогноз МЭР не содержит оценок вклада нацпроектов и мер стимулирования инвестиций в достижение "майских" целей, а влияние пенсионной реформы переоценено, так как необходима поддержка людей предпенсионного возраста.

Не видят аудиторы и необходимых объемов финансирования для обеспечения в 2020-2024 годах динамики инвестиций в основной капитал. Уже сейчас доля прибыли организаций, направляемой на инвестиции, находится на высоком уровне. В условиях растущей волатильности финансовых рынков и неопределенности, связанной с санкциями США, компании и вовсе могут сократить вложения - как в 2015-2016 годах, когда инвестиции в основной капитал снизились на 10,3%. Тогда как МЭР прогнозирует ускорение роста вложений в основной капитал до 7,6% к 2020 году с дальнейшим замедлением до 6,1% - в 2024 году.

Утвержденный правительством план увеличения доли инвестиций в ВВП до 25% не содержит информации об объеме финансирования для обеспечения такого роста, передает "Уралинформбюро".

Под вопросом и сокращение бедности в два раза. В Счетной палате говорят о том, что оценить эффект дополнительных мер социальной и адресной поддержки нельзя - неясно, какие это меры и каковы будут финансовые затраты на них.

Сомневаются аудиторы и в росте реальной зарплаты россиян на 0,6 процентного пункта в будущем году: дополнительных мер для повышения оплаты труда бюджетников не предполагается. Во внебюджетном секторе ее рост будет определяться динамикой производительности труда. Последняя увеличилась лишь на 0,1 процентного пункта.

Также проверяющие отметили, что МЭР в прогнозе на 2023-2024 годы ощутимо изменило исторически сложившиеся параметры распределения населения по доходам. Это позволит обеспечить "более быстрое снижение расчетного значения уровня бедности в этот период".

"Существенное изменение параметров распределения населения по доходам может свидетельствовать о существовании рисков несоблюдения заложенных в прогноз гипотез в отношении снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и, соответственно, недостижения определенного указом снижения уровня бедности", - говорится в заключении СП на главный финансовый документ страны.