Парк Маяковского хотят расширить через Объездную дорогу

Один спонсор найден - нужны еще.

Центральный парк культуры и отдыха в Екатеринбурге, похоже, ожидает судьба легендарного французского Версаля, а также территориальное слияние с соседним парком лесоводов России. Об этом стало известно 16 февраля на круглом столе в мэрии уральской столицы, в работе которого приняли участие руководители города, представители крупных компаний-застройщиков, депутаты гордумы и областного Заксобрания, а также рядовые горожане. Корреспондент "Уралинформбюро" побывал на этой исторической встрече.

Следует сказать, что круглый стол по формату больше напоминал ныне отмененные публичные слушания — только без итогового голосования, красных карточек и "подвозных" клакеров. На мероприятии, модератором которого выступил мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, присутствовало чуть меньше 50 человек. Обсуждение перспектив развития ЦПКиО имени Маяковского прошло на удивление в деловом и конструктивном ключе.


Интерес к будущему парка Маяковского объединяет и депутатов, и общественников, и рядовых горожан

Как пояснил глава города, мэрия сознательно не стала прописывать для разработчиков концепции развития парка Маяковского жесткое техзадание, а заодно решила привлечь к работе бизнес. По мнению Высокинского, если предприниматели вложатся в развитие данной территории, они автоматичсеки будут заинтересованы в том, чтобы их инвестиции окупились. А для этого им необходимо заинтересовать своими идеями горожан - то есть сделать парк не только прибыльным, но и всенародно любимым.

На суд екатеринбуржцев было представлено две концепции "светлого завтра" ЦПКиО. Первая разработана творческим тандемом городского управления культуры и муниципального Центра культуры "Урал". Второй концепт родился в недрах строительного бизнеса и представляет точку зрения строительной компании Acons Group, возводящей жилой комплекс "Клевер-Парк" в непосредственной близости от ЦПКиО.

При этом никакой конкуренции между муниципальным и частным проектами в ходе презентации не наблюдалось. И та, и другая стороны признавали одни и те же изъяны, мешающие парку развиваться: неразвитость инженерных сетей и систем освещения, слабую приспособленность площадок ЦПКиО под сезонные мероприятия, неухоженные входные группы, "убитый" парковый пруд и плохо используемые лесные участки.


"Торгово-палаточный" дизайн центральной аллеи давно наскучил екатеринбуржцам

Муниципальную концепцию представили начальник управления культуры Татьяна Ярошевская и директор ЦК "Урал" Илья Марков. Она предусматривает поэтапную трансформацию парка до 2030 года. За это время, по мнению авторов, следует выработать узнаваемую айдентику, фирменный стиль и бренд территории, продумать систему удобной навигации, создать единый визуальный стиль с ориентацией на конструктивизм, привлечь концессионеров и определить, как одни и те же площадки будут использоваться в зимнее и летнее время, чтобы не получилось, что часть парка "заточена" под лето, а зимой простаивает без дела.


Татьяна Ярошевская и Илья Марков презентуют муниципальынй вариант будущего ЦПКиО

При этом предлагается сделать акцент на спортивно-рекреационной составляющей: определить участки под детские площадки (в идеале - авторские, как в Валенсии), "вау-аттракционы", велодорожки, роллерные трассы, площадки для игры в лапту, городки, "настолки" и даже гигантские шахматы.

Кроме того, предлагается разместить в ЦПКиО "образовательно-развлекательные" зоны вроде игровых технопарков. Все эти радости жизни будут бесплатными для посетителей: платной останется лишь зона аттракционов. А постоянной визитной карточкой парка должен стать ежегодный "Zima-фест", который со временем превратится в интернациональный фестиваль.


Одной из фирменных "фишек" парка могут стать гигантские шахматы

Разумеется, встает вопрос: на какие деньги все это будет создано? Ведь, как напомнил мэр Высокинский, только в ближайшие 2-3 года развитие парка Маяковского может потребовать порядка 1,5 миллиардов рублей. "А это - шесть детских садиков, полторы крупных поликлиники, одна огромная школа. Поэтому половина, а то и две трети этой суммы должны быть вложены бизнесом", - считает градоначальник.

Можно, конечно, пойти по московскому сценарию: каждый год "вбухивать" в развитие и поддержание парковой зоны порядка 1 миллиарда рублей. Но бюджет Екатеринбурга такое вряд ли вытянет. Другой вариант — сформировать попечительский совет, создать "инвестиционные портфели", отказаться от денег арендаторов в пользу постоянного "долевого" и спонсорского финансирования.

Судя по всему, первый "дольщик" парка Маяковского уже определен - он и представлял вторую концепцию развития ЦПКиО. Разрабатывали ее для Acons Group специально приглашенные компанией московский урбанист и голландский архитектор. По словам директора компании по коммуникациям Екатерины Богомоловой, преобразование парка следует начать с входной группы и центральной аллеи. Вдоль последней планируется разбить площадь Культуры с "индустриальными" инсталляциями, экранами, площадкой-лекторием и оранжереей, а также "многофункциональный" луг для летних пикников и зимних забав.


"Частная" концепция предлагает начать обновление парка с центральной входной группы...

Центральная же часть ЦПКиО превратится в "партер", по аналогии со знаменитым королевским парком Версаль во Франции. Это поможет упорядочить расположенные там тематические и функциональные зоны: спортивные и детские площадки, кафе, рестораны и пункты проката.

Аттракционы, по мысли разработчиков, следует перенести в отдельный сектор. Рядом с ним разместится конечная станция детской железной дороги. Таким образом железная дорога получит новую функцию связующей "артерии" между разными частями парка.


.. и сконцентрировать все аттракционы в отдельный сектор

Практически все участники обсуждения так или иначе затрагивали тему объединения парка Маяковского с соседним лесопарком Лесоводов России. В данный момент этой смычке мешает Объездная дорога. Одним из вариантов решения проблемы может стать надземный путепровод, удобный как для пешеходов, так и для лыжников с велосипедистами.


Детскую железную дорогу хотят сделать главной транспортной артерией парковой территории

Подводя итоги круглого стола, Александр Высокинский предложил объединить обе концепции и обсудить их более детально еще раз в первой декаде марта. Горожанам, не сумевшим поучаствовать в дискуссии, дадут возможность тоже поучаствовать в определении дальнейшей судьбы парка. В течение следующей недели они могут присылать свои предложения на сайт мэрии.

"Эти предложения не должны превышать одной страницы. Более крупные письма сервер будет уничтожать автоматически. Мы их соберем, просмотрим и отдадим совместной рабочей группе, состоящей из представителей управления культуры и наших коллег от бизнеса, для доработки. А на следующую встречу пригласим еще и коллег из Голландии", - заявил мэр.

По словам Высокинского, к мартовской встрече разработчики сводной концепции должны также подготовить пакет идей по развитию транспортной схемы в районе ЦПКиО, благоустройству прилегающей к парку городской территории, экологическую и историческую экспертизы, а также подробный финансовый план. После утверждения итогового варианта будет решено, по какой схеме осуществлять управление, и определена кандидатура нового директора парка Маяковского.