Российские строители составили план выживания под санкциями

На форуме в Екатеринбурге.

Западные санкции против России и, как следствие, резкий рост цены стройматериалов требуют изменения законодательства о госзакупках, в том числе в части возможности увеличения до 50% стоимости уже заключенных контрактов. С таким призывом к властям страны обратились участники международного некоммерческоого форума по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract, сообщает "Уралинформбюро".

Форум прошел в Екатеринбурге в конце февраля текущего года. В его работе приняли участие 5 тысяч строителей и проектировщиков из разных регионов России, рассказали агентству в Уральском объединении строителей.

По данным организаторов, за 2021 год объем строительных закупок в России вырос с 4 триллионов до 10 триллионов рублей, а вот число лотов, наоборот, снизилось: в 2019 году на государственные и муниципальные торги выставлялось 370 тысяч объектов, в 2020 году – 313 тысяч, а в минувшем году – 308 тысяч.

При этом в Свердловской области картина складывается куда более тревожная: сумма строительных закупок в 2021 составила всего 256 миллиардов рублей (в 2020 году – 377 миллиардов), а число заявок на участие в строительных торгах снизилось с 23 тысяч до 15,7 тысячи.

"Одна из основных причин – рост цен на строительные материалы: исполнители останавливали работы, расторгали или не заключали контракты, опасаясь нестабильности в финансовом положении, повышали или не смогли повысить стоимость контракта", – пояснил заместитель генерального директора по связям с общественностью Уральского объединения строителей и Лиги проектных организаций Денис Снетков.

В ходе форума были озвучены актуальные вызовы, мешающие строителям активно участвовать в государственных и муниципальных закупках. Речь в том числе идет о двойном финансовом бремени, когда подрядчики вынуждены для участия в торгах оплачивать и банковские гарантии, и взносы в компенсационные фонды саморегулируемых организаций.

Кроме того, молодым компаниям в создавшихся экономических условиях практически невозможно пробиться на рынок, а пробившись – удержаться на плаву. По данным Сбербанка, только 60% строительных компаний выживают спустя три года работы.

По-прежнему главным критерием при выборе подрядчика является низкая цена контракта, а не качество его работы, сетуют участники форума. При этом нередки случаи, когда победитель тендера приводит для осуществления строительного контроля аффилированную фирму с недорогими расценками, закрывая дорогу более опытным и профессиональным участникам. В итоге на уже построенных муниципальных объектах случаются обрушения конструкций.

Отметили участники форума и резкий (на 30%) рост стоимости стройматериалов после введения западных санкций. В связи с этим строители призвали правительство России внести в федеральный закон о госзакупках уточнение, что увеличение стоимости уже заключенного госконтракта может составлять до 50% (сейчас – 30%), если выросли в цене строительные материалы, в том числе по причине санкций.

Кроме того, предлагается отменить банковские гарантии, ввести систему профессиональной оценки заказчиков и персональную ответственность заказчика за несоответствие техническому заданию, а также отказаться от формата аукционов при розыгрыше контрактов в строительстве, поскольку данная форма торгов, полагают строители, позволяет участникам демпинговать цены.

По словам Дениса Снеткова, эти и другие предложения уже направлены в Минстрой, Минфин и ФАС для выработки дальнейших законодательных инициатив.