Выручка российских авиакомпаний побила допандемийные рекорды

При снижении пассажиропотока.

Совокупная выручка российских авиакомпаний по итогам 2023 года увеличилась на 31%, достигнув абсолютного максимума 1,37 триллиона рублей и превысив уровень 2019 года. При корректировке на инфляцию выручка оказалась сопоставима с уровнем 2014–2015 годов, при этом пассажиропоток вернулся к показателям 2017 года – 105 миллионов человек. На 16% год к году вырос средний по отрасли показатель RASK (выручка авиакомпании в расчете на кресло-километр). С аналитическим отчетом АКРА ознакомился "Коммерсантъ".

В целом такая статистика объясняется подорожанием авиабилетов. За последнее десятилетие скачки цен фиксировались в 2015–2016 и 2021 годах, тогда RASK увеличивался на 15% с лишним. По оценке АКРА, с учетом накопленной за последние четыре года инфляции (40%) в 2023-м рост цен на билеты лишь отыгрывал "отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы". По итогам текущего года RASK не превысит 16%, считают аналитики.

Еще одним фактором роста выручки авиакомпаний стало увеличение средней дальности перелета с 2019 года – с 1,85 до 2,2 тысячи километров – в связи с развитием внутреннего туризма и удлинением южных маршрутов, передает "Уралинформбюро".

Показатель CASK (расходы перевозчика на кресло-километр) в минувшем году выросли всего на 2,7%. В результате соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) оказалось аномально благоприятным – 1,21. В АКРА считают, что сохранение отношения RASK/CASK на данном уровне маловероятно.

По мнению аналитиков, пик роста цен на авиабилеты пройден, дальнейшее существенное подорожание негативно скажется на объемах перевозок. При этом операционные расходы продолжат расти из-за удорожания обслуживания парка и индексации зарплат. Выручка данного сектора экономики по итогам текущего года может оказаться в пределах 1,3–1,6 триллиона рублей, а отношение RASK/CASK – 1,1–1,15.

Динамика перевозок составит до 115 миллионов человек, отмечают в АКРА, скажутся ограниченный размер парка и сложности с его обслуживанием. В стресс-сценарии – при ужесточении санкций и подорожании билетов – пассажиропоток может снизиться до 85–100 миллионов человек, общая выручка авиакомпаний – до 1 триллиона рублей, а отношение RASK/CASK – ниже 1.