В России растет количество самолетов, поврежденных на земле

И сумма среднего убытка.

За десять месяцев 2025 года в России было зафиксировано 7 случаев повреждения самолетов во время техобслуживания – это на 1 больше, чем за весь прошлый год, и на 4 – чем за 2023-й. Во время буксировки пострадали 4 судна – а в предыдущие годы 7 и 4 соответственно. Статистику "АльфаСтрахования" приводит "Коммерсант". Речь идет об авиакомпаниях, обслуживающих более 60% пассажиропотока в стране.

На другие операции наземного обслуживания в аэропортах в январе – октябре 2025-го пришлось 14 страховых случаев против 20 и 8 в 2024 и 2023 годах.

В СОГАЗе утверждают, что число страховых случаев, связанных с повреждениями воздушных судов на земле, в среднем соответствует динамике прошлых лет.

При этом игроки страхового рынка и представители авиакомпаний высказывают недоумение по поводу "повторения однотипных ошибок".

Стоит отметить, в статистику попадает далеко не всё: не учитываются случаи, при которых страховщик по договору не компенсирует страхователю наступивший ущерб, а также небольшие повреждения, не влияющие на расписание полетов.

При этом и страховщики, и страхователи говорят о существенном росте суммы среднего убытка. Это связано с увеличением стоимости ремонта на фоне санкционных ограничений – в среднем он стал втрое дороже, чем в 2021 году. Среди повторяющихся страховых случаев – незакрытие капота двигателя, повреждение двигателя при транспортировке из-за нарушения технологии погрузки или разгрузки.

В большинстве случаев виноватым оказывается персонал. Часто речь идет о неправильной установке оборудования и механизмов, невнимательности или халатности при выполнении работ. Всё это может быть следствием слабой подготовки сотрудников из-за большой текучки кадров, отмечают игроки рынка.

По мнению исполнительного директора "АвиаПорта" Олега Пантелеева, для преодоления этой тенденции производителям, авиакомпаниям и сервисным организациям необходимо усилить самоконтроль и внимание к собственным системам менеджмента качества и системам управления безопасностью полетов, а также постоянно проводить обучение и повышение квалификации персонала, обмениваться опытом и рассказывать о выявленных проблемах.

Читайте нас в Telegram.