Валерий Язев: "В атомной энергетике России настал момент выбора пути"

МОСКВА. Правительству РФ следует подготовить национальную программу по развитию атомной энергетики на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом и рассмотреть вопросы ее приоритетного финансирования за счет средств государственного бюджета, как прорывного направления технологического развития РФ. Эта программа может стать основой для переработки федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года. Такая позиция была высказана участниками парламентских слушаний, организованных Комитетом Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи. В них приняли участие президент РНЦ "Курчатовский институт" Евгений Велихов, академик РАН Дмитрий Львов, заместитель генерального директора МАГАТЭ Юрий Соколов, генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Олег Сараев. Сокращение запасов углеводородного топлива, в первую очередь, нефти, делает дальнейшее развитие атомной энергетики особенно актуальным для России. При этом, экстенсивный путь, то есть неограниченное наращивание мощностей реакторов на тепловых нейтронах, невозможен, прежде всего, из-за накопления отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов и запасов оружейного плутония. В этих условиях стратегическим решением является разработка технологий для дальнейшего перехода к энергетике, использующей реакторы с замкнутым топливным циклом на быстрых нейтронах. Как заявил председатель думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, если время истощения запасов нефти и газа оценивается специалистами в пределах 50-100 лет, то период времени, на который хватит ядерного топлива для работы реакторов с замкнутым топливным циклом, практически не ограничен, а запасы водорода как топлива неисчерпаемы. Развитие этих технологий атомной энергетики открывает перед экономикой нашей страны, да и мировой экономикой в целом, неограниченные перспективы. Следует подчеркнуть, что любые предложения в области атомной энергетики не могут быть реализованы без серьезной государственной поддержки, так как возникает необходимость не только финансирования проектов, но и изменений в законодательстве, структурах управления и регулирования. Оценка состояния правовой базы использования атомной энергии показывает, что, несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, законодательное обеспечение этой деятельности не в полной мере обеспечивает интересы развития ядерного энергетического комплекса страны. По словам В.Язева, основные законодательные акты, в частности, федеральный закон "Об использовании атомной энергии", требуют внесения изменений и дополнений в те нормы, которые не соответствуют сегодняшнему состоянию законодательства и не обеспечивают эффективного функционирования отрасли. Серьезным недостатком является отсутствие механизма обеспечения гарантированного финансирования инвестиционной политики и использования инновационных инструментов привлечения инвестиций. Участники парламентских слушаний согласились с настоятельной необходимостью разработки и принятия федерального закона "О государственной поддержке инновационного развития атомной энергетики". "По сути, сейчас настал момент выбора пути, - отметил В.Язев. - Либо наша атомная энергетика и дальше работает на тепловых нейтронах, либо мы развиваем "быстрые нейтроны", как инновационное, прорывное направление, которое поможет России вновь выйти в мировые лидеры в этой стратегической области." Правительству РФ также рекомендовано подготовить и внести в Госдуму законопроект, предусматривающий снятие законодательных ограничений на изменение форм собственности на отдельные объекты, в частности, атомные станции, и, соответственно, организационно-правовые формы субъектов, в ведении которых они находятся. Для привлечения частных инвестиций в строительство атомных энергетических установок участники слушаний считают целесообразным подготовить проект закона "О договорной форме привлечения прямых капиталовложений, как соглашения о разделе продукции, вырабатываемой атомными станциями". При этом за государством остается ответственность за обращение с ОЯТ и снятие установок с эксплуатации, а инвесторам гарантируется эксклюзивное право использовать часть полученной электро- и теплоэнергии.