Окружное Мингосимущество будет следить за государственным добром

ЕКАТЕРИНБУРГ 25 января 2001 года в Представительстве Президента в УрФО состоялось совещание, на котором была дана оценка эффективности управления государственной собственностью в Свердловской и Тюменской областях. Проведенная Генпрокуратурой и Уральской окружной инспекцией Главного контрольного управления Президента РФ (УОИ ГКУ) проверка выявила массу провалов в работе территориальных органов Мингосимущества. В результате повальной приватизации от всего объема бывшей государственной собственности на территории округа в распоряжении государства осталось лишь 2,5 процента. Новые собственники допустили многочисленные нарушения конкурсных условий и подчас неправомерно включили в уставные фонды акционерных обществ объекты, не подлежащие приватизации. В частности, АО "Уралэнергострой" образовало 15 дочерних ЗАО, в которые по остаточной стоимости 195 миллионов рублей передало большую часть своего имущества. До настоящего времени головное АО от этой схемы не получило никакой прибыли. Как отметил начальник отдела УОИ ГКУ Валерий Соколов, государство не получает доходов от оставшейся в его руках собственности. Во многом это объясняется позицией государственных представителей в Советах директоров акционерных обществ, которые порой занимают антигосударственную позицию. В частности, так происходило на АО "Алкона", ОАО "Екатеринбургский виншампанкомбинат", ОАО "Аэропорт "Кольцово". В Тюменской области только треть АО с долей государства в установном капитале сработали с прибылью, но, тем не менее, представители государства везде признали деятельность руководства предприятий удовлетворительной. По словам начальника управления Генпрокуратуры России Николая Короткова, значительная часть государственной собственности до сих пор остается бесхозной. В частности, это касается 4540 нефтяных скважин, пробуренных в Ханты-Мансийском автономном округе с использованием государственных средств. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии стройной системы по управлению госсобственностью и четких критериев оценки эффективности управления. Федеральное Министерство имущественных отношений не реализует в полной мере свои полномочия по управлению собственностью. Учитывая результаты проведенной проверки, Правительству России предложено сформировать территориальные органы Мингосимущества независимые от региональных властей. По мнению участников совещания, государство в акционерных обществах с федеральной собственностью должно представлять федеральное Министерство имущественных отношений, а не областные органы по управлению госимуществом. Федеральные пакеты акций на конкурсной основе должны быть переданы в долгосрочное доверительное управление специализированным управляющим компаниям, деятельность которых будет жестко контролироваться государственными органами. В ближайшее время в целях кооординации деятельности территориальных подразделений Мингосимущества при аппарате полпреда Президента в УрФО будет создан Совет по имущественным отношениям.