Куда утянет Валерия Савельева груз прошлого?
Приближение думских выборов накаляет страсти вокруг претендентов на "проездной" в российский парламент.
Под лозунгом "Вспомнить всё" биографии политиков и бизнесменов подвергаются беспощадной ревизии. Давно забытые истории попадают на страницы газет. The Moscow Post продолжает знакомить своих читателей с председателем Совета директоров екатеринбургской AVS-Group, членом "Единой России" Валерием Савельевым.
Как отмечает газета, депутат региональной Палаты Представителей, видный спонсор "партии власти" сегодня одновременно борется за мандат Госдумы РФ и, на всякий случай, за место в парламенте Свердловской области. Избирательным полем для В.Савельева является южная часть Екатеринбурга, а вот четверть века назад он тяготел к северным районам (Уралмаш, Эльмаш) города-миллионника, где правил могущественный ОПС "Уралмаш".
В своей книге "Моя жизнь" Савельев утверждает, что его первый офис располагался в помещении кафе "Зодиак" на Эльмаше. Ну, а деньги, по его словам, он начал зарабатывать на производстве шапок-формовок. А вот екатеринбургские СМИ несколько лет назад разузнали, что первоначальный капитал амбициозный выходец из Казахстана приобрел в конце 80-х годов в банде Юрия Нырова - одного из отцов-основателей ОПС "Уралмаш".
The Moscow Post отмечает, что выпускник Актюбинского индустриально-педагогического техникума (специальность мастер трудового обучения) "отработал" десятки квартир в микрорайоне Эльмаш, считавшемся вотчиной "ныровских". С жильем расставались, преимущественно, одинокие пенсионеры, хотя энергичный спортсмен (Савельев до сих пор страстно любит волейбол) не брезговал и традиционными для "черных риелторов" клиентами, которые после пары месяцев спаивания переходили в разряд бомжей. Большинство выброшенных на улицу было беззащитно, смертельно запугано и потому не решалось искать справедливости.
Набиравшая обороты "жилищная программа" нуждалась в расширении и легализации. В начале 90-х под началом Савельева было создано специализированное агентство "Уральская недвижимость". Риелторские "крыши" всегда позволяли беспрепятственно легализовать квадратные метры любого происхождения. Именно в тот период расследовалась нашумевшая афера с присвоением квартир пациентов дома престарелых Орджоникидзевского района (Уралмаш). На скамье подсудимых оказались лишь руководители пансионата, обитателей которого лишали недвижимости, заработанной десятилетиями тяжкого труда. А те, кто всерьез нажился на беспомощных стариках, остались в стороне.
Быстро растущие доходы "северное сообщество" вкладывало в традиционные "мафиозные" сферы: ростовщичество, криминальный автобизнес, бутлегерство, азартные игры. Силовое прикрытие позволяло без проблем разорять неосторожных заемщиков. Именно по этой схеме "уралмашевцам" удалось завладеть крупным таксопарком в Орджоникидзевском районе, где открылся подконтрольный ОПС автоцентр.
Коммерческая жилка предприимчивого Савельева, утверждает The Moscow Post, позволила развить теневой алкогольный бизнес - за счет канала оптовых поставок осетинского спирта и масштабного производства из него фальсифицированной водки. Через некоторое время за бодяжничество осудили двух членов ОПС, а Валерий Борисович, естественно, оказался ни при чем. Приобретенный опыт не пропал втуне: на производстве и реализации алкоголя сосредоточился целый дивизион савельевского холдинга, куда вошли Среднеуральский винзавод и ООО "Уралторгсервис" (один из крупнейших дилеров спиртного в УрФО начинал свое становление одновременно с "Уральской недвижимостью").
Что касается игорного бизнеса Савельева, то, вплоть до введения законодательных ограничений, ему принадлежало известное в Екатеринбурге казино "Золотой телец". Как судачили завсегдатаи, "изюминкой" заведения была негласная услуга по отмыванию "нехороших" денег. Проверенным клиентам, в первую очередь из рядов ОПС "Уралмаш", оформлялись фиктивные выигрыши за 10% от легализуемой суммы.
За двадцать минувших лет Валерий Борисович, по его собственным словам, учредил более 100 предприятий в различных сферах бизнеса. Возникает резонный вопрос, каким же образом он заполучил в собственность активы, ныне оформленные в бизнес-империю? В определенных кругах бытует версия, озвучивавшаяся затем СМИ. В 1998 году лидер группировки Юрий Ныров был убит при загадочных обстоятельствах. Спустя год в этом преступлении был обвинен его приближенный Александр Маклаков. При задержании подозреваемого сотрудники ФСБ стреляли на поражение - Маклаков был тяжело ранен, чудом выжил в реанимации, после чего надолго лишился свободы. Как утверждают источники, после этих событий дела Валерия Савельева резко пошли в гору.
The Moscow Post подчеркивает, что прошлое не отпускает Савельева и периодически напоминает о неоплаченных "по понятиям" долгах. В 2010 году ему пришлось принять на работу в управление девелопмента AVS-Group освободившегося из мест заключения Андрея Вихарева, ранее также близкого к Юрию Нырову, а затем вошедшего в рейдерскую группировку Павла Федулева, который осужден за серию заказных убийств и рейдерских захватов. Выйти на свободу после длительных отсидок готовятся и другие "ныровцы", которые тоже могут потребовать руководящие посты и доли в бизнесе Савельева.
Кроме того, в AVS-Group находит прибежище все больше отставных чиновников разного ранга, которые тут же начинают "радеть родному человечку". Но их возможности явно не безграничны. Об этом, по мнению газеты, может свидетельствовать провал Валерия Савельева на прошлых выборах в Госдуму РФ. Несмотря на многомиллионные долларовые инвестиции и административные рычаги, президент AVS-Group так и не сумел попасть в думский список "Единой России".
По итогам той избирательной кампании один из руководителей департамента по борьбе с оргпреступностью МВД России Вадим Огарь заявил, что претензии криминалитета на места в Федеральном Собрании страны были столь очевидны, что силовикам приходилось концентрировать значительные усилия по противодействию: "Это уже не просто легализация теневых персонажей... Таким кандидатам достаточно мизерного шанса, чтобы упрочить позиции, продвинуть нужные фигуры. Они последовательны и упорны. В следующую кампанию они опять попытаются добиться цели".
Вот и она, новая кампания. И накануне Президент России вновь подчеркнул приоритетность задачи по пресечению похода криминала во власть. При этом Дмитрий Медведев неоднократно указывал на необходимость не формально проверять кандидатов на судимости, а использовать оперативные материалы уполномоченных ведомств о наличии преступных и коррупционных связей.