"Золотые парашюты" сдует четкая буква закона
"Данная ситуация очень неоднозначна. Председатель Совета директоров "Северной казны" Владимир Фролов заявляет, что был не в курсе подписания соответствующих договоров с топ-менеджерами — всю операцию "провернул" председатель правления банка Андрей Волчек. Сейчас правоохранительные органы выясняют, действительно ли это верная информация и имел ли право на такие действия А.Волчек. Если сведения подтвердятся, то можно говорить о нарушении корпоративной этики по отношению к В.Фролову", — прокомментировал "Уралинформбюро" ситуацию генеральный директор Уральского филиала компании "Аккорд-Инвест" Константин Селянин.
По словам аналитика, в России практика использования "золотых парашютов" является достаточно распространенной. Самым громким скандалом была ситуация с РАО ЕЭС. Когда общество распадалось, руководство продавало свои активы с условием сохранения трудовых контрактов с топ-менеджерами. При увольнении им полагалась выплата от 24 до 36 месячных размеров оплаты труда плюс еще ряд определенных компенсаций и выходное пособие. "Тогда наиболее сильно пострадала ОГК-2, когда генеральный директор и его заместители ушли с поста, за день до этого получив в бухгалтерии компенсации, которые в общей сумме превысили годовую выручку компании. В последствии часть людей вернула полученные деньги, но судебные процессы продолжаются до сих пор", — пояснил К.Селянин. Эксперт отметил, что зарплата управляющего состава банков и других компаний не регулируется российским законодательством, поэтому фактически контролирующий орган, которым может являться председатель правления, генеральный директор или Совет директоров организации, вправе изменять оклады сотрудников по собственному усмотрению.
В условиях кризиса многие организации терпят существенные убытки, руководители "выбивают" господдержку и при этом тратят ее на выплату непомерных зарплат работникам. "К сожалению, "непрозрачность" механизма создает все условия для того, чтобы злоупотреблять "золотыми парашютами" и извлекать ничем не обоснованную выгоду. Отследить целевое использование средств в системообразующих банках, таких как Сбербанк или "Внешторгбанк" намного проще, чем в маленьких, вроде "Северной казны". В крупных учреждениях отслеживается практически каждая копейка, строго ведется финансовая отчетность. Как правило, в этом документе отдельной строкой выводится сумма вознаграждения Совета директоров и топ-менеджеров компании. Однако, в основном, организации не прописывают пофамильно доход каждого из руководителей, а ставят общую цифру, поэтому проверить, например, не скрыл ли человек часть доходов от налоговой инспекции, по такой бумаге невозможно", - сообщил "Уралинформбюро" заместитель генерального директора по корпоративному консалтингу ИФК "Уником Партнер" Дмитрий Земеров. Аналитик добавил, что "золотые парашюты" за спиной имеют не только топ-менеджеры российских организаций — они распространены во всем мире. Так, в США бушует скандал по необоснованно начисленным бонусам менеджерам American International Group в размере 165 миллионов долларов. И это при том, что последний год страховая компания работает в убыток и держится на плаву только благодаря господдержке. Президент США Барак Обама назвал менеджеров AIG "бессовестными и жадными". В оправдании своих действий руководитель организации Эдвард Лидди заявил, что миллионные премии были необходимы, чтобы удержать в компании амбициозных менеджеров. "Такие явления не редкость, и избавиться от них, на мой взгляд, можно, только восполнив законодательные пробелы: за действиями руководителей компаний тоже нужен контроль", — считает Д.Земеров.