Минфин предложил авиаторам забыть о долларах

Ради безопасности расчетов.

В Министерстве финансов России задумались о том, чтобы перевести расчеты в сфере гражданской авиации с долларов на рубли. Главный критерий - экономическая безопасность. С соответствующим предложением ведомство обратилось в правительство еще осенью прошлого года, сообщает РБК. Решение по этой инициативе до сих пор не принято.

По мнению авторов идеи, такой перевод оградит отрасль от блокировки счетов Минфином США и обеспечит полную защищенность финансовых потоков на рынке авиации России, передает "Уралинформбюро".

"Если платежи проходят в рублях, то есть финансовая система США не задействована, такие расчеты защитят от возможной потери денежных средств, снижают риски непрохождения платежей и ввода санкций против российских юридических и физлиц", - объясняют источники.

Финансовое ведомство уточняет, что в случае невозможности расчета рублями за лизинг зарубежных самолетов оплата возможна в евро. Однако если лайнер российского производства, то оплата может производиться исключительно в рублях. В отечественную валюту предлагается переводить и платежи за услуги аэропорта, включая сборы в пользу иностранных компаний.

Параллельно рассматривается вопрос и по перемене валюты роялти - платежей, которые вносят иностранные перевозчики за использование воздушного пространства России.

Скептики считают, что дедолларизация сферы может привести к подорожанию лизинга. Впрочем, есть и положительные стороны. По мнению экспертов, это - снижение рисков для авиакомпаний в условиях девальвации рубля. В то же время механизм реализации задуманного неясен, говорят специалисты.

"Если финансирование переводить в рубли, то проблематично. Так как, во-первых, иностранные лизингодатели этого не сделают, во-вторых, увеличится абсолютный размер лизингового платежа, так как проценты по рублю выше, чем по валюте", - объясняет
гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.

Другие противники предложения убеждены, что обсуждаемая мера снизит конкурентоспособность российских авиакомпаний. "При выборе флота перевозчики будут вынуждены ориентироваться на отечественный лизинг, ведь никто из иностранных лизинговых компаний на такое [расчеты в рублях] не пойдет. Ставки отечественных лизинговых компаний зачастую выше ставок западных, что в итоге повлияет на доходность бизнеса авиакомпаний", - утверждают аналитики.

Представители перевозчиков эту информацию пока не комментируют.