Уральские эксперты высказались об идее залезть в банковские резервы ради спроса на ипотеку
"На рынок эта мера не повлияет".
Предложение правительства РФ разрешить банкам использовать резервы (так называемый макропруденциальный буфер) для смягчения условий ипотеки и повышения спроса на жилье не будет работать без снижения инфляции и ключевой ставки. Такое предположение высказали в разговоре с "Уралинформбюро" эксперты в сфере экономики и финансов.
Ранее стало известно о планах кабмина подстегнуть ипотечное кредитование (просевшее, среди прочего, из-за отмены банковских комиссий при выдаче льготной ипотеки населению и кредитов застройщикам), вскрыв "подушки безопасности", сформированные банками в 2022–2025 годах.
По мнению авторов инициативы, это позволит кредитным организациям освободить средства, одобрить больше заявок на жилищные кредиты и, как следствие, оживить спрос на рынке жилья. Но банкиры и экономисты Екатеринбурга, к которым корреспондент агентства обратился за комментариями, видят в этой идее немало подводных камней.
"Макропруденциальный буфер – это часть капитала, которую банки не могут использовать для наращивания кредита, его размер устанавливает Банк России, и он обязателен для банков. В хорошие годы, когда экономика растет, буфер капитала ограничивает рост банковского кредита, а при замедлении экономики или кризисе буфер "распускается", тем самым стимулируя рост банковского кредита и экономики в целом. Но не факт, что, если буфер "распустят", банки нарастят кредитование и этот рост будет именно в кредитовании жилья", – пояснил зампред Уральского банковского союза Евгений Болотин.
По его словам, расширение банковского кредитования при "распущенном" буфере будет рассматриваться Банком России как проинфляционный фактор и, соответственно, будет меньше шансов на снижение ключевой ставки в будущем:
А что делать, если грянет внезапный кризис – а буфера нет? На наш взгляд, для роста спроса на жилье нужно снизить инфляцию, что приведет к снижению ключевой ставки и ставок по жилищным кредитам, и повысить доходы населения. Также для стимулирования ипотечного кредитования более правильно будет снизить надбавки по коэффициентам риска для вновь выдаваемых жилищных ипотечных кредитов. Это будет стимулировать банки выдавать больше таких кредитов.
Директор Института стратегического развития и финансового анализа УрГЭУ Максим Марамыгин считает, что решение использовать деньги из резервов подходит для очень крупных банков из первой пятерки, которые работают "с какими-то конкретными крупными застройщиками и, возможно, под какие-то конкретные схемы":
"Речь будет идти о продаже активов, которые и так зависли в качестве залогов у этих самых банков – чтобы эти деньги перечислить в погашение кредитов, взятых застройщиками под постройку недвижимости. Фактически деньги останутся в том же банке, просто перейдут из одной статьи в другую".
Реально же на всю систему, на весь рынок эта мера не повлияет, уверен Максим Марамыгин:
Помните, как Центробанк пытался бороться с инфляцией повышением ключевой ставки, хотя причина инфляции кроется в бюджетной политике? В итоге из-за ненормально высокой ключевой ставки начались проблемы с ипотекой. Здесь будет то же самое. Пока ставка не уйдет ниже 12%, ни о каком нормальном развитии рынка речи не будет.
Стоит напомнить, в июле ВТБ констатировал небольшой (11%) рост выдачи ипотечных кредитов относительно июньских показателей. Большинство сделок (83% в июле и 79% с начала года) по-прежнему приходится на программы с господдержкой, а суммарный объем выдачи за семь месяцев 2025-го (более 1,8 триллиона рублей) на 42% меньше показателя за такой же период прошлого года. При этом средневзвешенная рыночная ставка (24,48%) в крупнейших российских банках остается заградительной – недоступной для большинства населения, что влияет на увеличение среднего срока выплаты кредита до 26–27 лет.
Читайте нас в Telegram.