Пилоты рухнувшего Як-42 под Ярославлем давили на тормоз по привычке
Командир экипажа Андрей Соломенцев не убрал ноги с тормозных педалей.
Расследование авиакатастрофы, в которой 7 сентября 2011 года погибла хоккейная команда "Локомотив", завершено. На этой неделе, возможно, будут обнародованы его результаты. Причиной аварии, очевидно, будут названы ошибки А.Соломенцева, допущенные при взлете.
А.Соломенцев на разгоне непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы, пишет "Коммерсантъ".
Расследование выявило, что торможение на взлете в случае с членами экипажей Як-42, переучившимися на новый тип с самолетов Як-40, вовсе не редкое явление. Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге - парные педали двойного назначения у каждого из летчиков - схожи. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако есть и существенное различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. А многие летчики, привыкшие к удобным "чашкам" сорокового, сохраняют старую позу - с ногами на педалях - и на новом типе.
Оба пилота злополучного рейса 7 сентября взлетали с ногами на педалях. Такое положение для них было привычно: командир А.Соломенцев просидел за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, второй пилот Игорь Жевелов только что переучился на Як-42.
По мнению специалистов, легкое притормаживание, созданное кем-то из пилотов, не привело бы к трагедии, но экипаж допустил целую серию роковых ошибок. По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход - прекратить взлет и начать экстренное торможение.
Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. В итоге командир А.Соломенцев принял решение продолжить взлет.
Как ранее сообщало "Уралинформбюро", в результате крушения Як-42 под Ярославлем погибли 44 человека. Выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову.