Перелета не было: профессиональный летчик прокомментировал трагедию в Шереметьево

"Первое касание мягкое и в знаки".

Первое касание самолета злополучного рейса "Аэрофлота" в московском аэропорту Шереметьево было мягким. Пилоты попали точно в специальную разметку на взлетной полосе. Об этом в Fаcebook сообщил президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

"Первое касание достаточно мягкое и в знаки. Если бы выпустились speed brakes (воздушный тормоз - прим. ред.), то отделения самолета от ВПП и катастрофы не произошло", - написал он.


Видео: Игорь Дельдюжов/facebook.com

Как пояснил "Уралинформбюро" пилот и бывший екатеринбуржец Павел Семченко, при касании шасси покрытия на крыле самолета поднимается целая гряда пластин - speed brakes. Они позволяют воздушному судну эффективно затормозить без нагрузки на классические тормоза на шасси – гасят скорость и уменьшают подъемную силу крыла, чтобы самолет не планировал и не отделялся от полосы.

"Получается так называемое аэродинамическое торможение, которое гасит скорость. Подъемная сила сильно зависит от скорости, и если скорость велика - есть риск того, что самолет может отделиться от полосы, так как вблизи земли возникает экранный эффект, и самолет становится как бы более летучий. И если он отделяется, а земля отдаляется, экранный эффект пропадает, скорость уже не такая большая, экипаж начинает самолет "ловить" - не успевает и, как правило, машина бьется о полосу, отделяясь опять", - прокомментировал летчик.

По его словам, на современных машинах speed brakes, как правило, выпускаются автоматически, с реверсом. Но на некоторых типах воздушных судов ими можно управлять и вручную.

"Вот тут возникает вопрос - если автоматики нет, не "забыли ли" выпустить их вручную, предусмотрено ли "ручное" управление в такой ситуации. Если в принципе нет инструкций и не понятно, что было делать, тогда возникают вопросы к производителю. Если инструкции есть, и почему-то не выпустились speed brakes - надо разбираться, были ли попытки их выпустить", - отметил он.


Фото: sledcom.ru

По словам другого эксперта из авиационной среды, перелет якобы был допущен летчиками только во время четвертого касания ВПП.

Ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на данные одного из самописцев сообщала, что летчики перелетели расчетную точку приземления в начале ВПП. Ошибки экипажа заявлены как одна из приоритетных версий трагедии.

Стоит напомнить, что 5 мая самолет "Аэрофлота" вылетел из Шереметьево в Мурманск, но через полчаса вернулся в аэропорт и совершил жесткую посадку. От сильного удара стойки шасси подломились и пробили топливные баки. Попавший на горячие двигатели керосин привел к возгоранию воздушного судна, самолет полностью выгорел. Выжить удалось лишь 37 из 78 находившимся на борту, передает "Уралинформбюро".

Следствие рассматривает несколько версий случившегося, в том числе неблагоприятные метеоусловия, техническую неисправность воздушного судна и недостаточную квалификацию пилотов.

"Коммерсантъ" со ссылкой на источник смоделировал одну из версий катастрофы. Сообщалось, что экипаж лайнера допустил несколько ошибок, ставших, возможно, для лайнера и его пассажиров роковыми. Однако источники "Московского комсомольца", близкие к следствию, не исключают, что к трагедии могла привести целая совокупность факторов. В частности, не только действия пилотов, но и несоответствие элементов воздушного судна нормам летной годности.

Еще в сюжете: Крушение SSJ-100 в Шереметьево