Протестующим в России чуть ослабили "удавку"
Конституционный суд РФ признал перегибы в законе о митингах.
Новые правила оспаривали думская оппозиция и лидер незарегистрированной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов. 14 февраля 2013 года решение по этому вопросу в течение трех часов зачитывали трое судей. КС пришлось оценить не только десяток спорных нововведений, но и процедуру принятия скандального законопроекта, из-за которой он мог быть отменен в целом, передает "Коммерсантъ".
Отменить в итоге решено три принципиальных новшества. Не соответствующими Конституции признано увеличение минимального размера штрафов за нарушения на митингах, грозящее "недопустимым вторжением" в имущественные права граждан. Полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин уже подтвердил, что Госдума может вернуть минимальную планку на прежний уровень. До исправления ситуации КС разрешил судам снижать штрафы по своему усмотрению, вплоть до их полной отмены "в исключительных случаях".
В ряде субъектов РФ региональным властям придется отменять уже принятые правовые акты о создании "гайд-парков". Из-за отсутствия четких критериев на местах неверно толковали обязанность обеспечить "дополнительные условия" для реализации права граждан митинговать. До новых предписаний федерального законодателя "гайд-парки" должны быть созданы "как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе".
КС призвал быть мягче и к организаторам митингов. Сейчас фактически они должны возмещать любой вред, причиненный в результате массовой акции. Теперь суду придется доказать прямую вину "зачинщика" в этом. При этом к ответу могут привлечь чиновников и полицию, если они не предприняли меры по пресечению беспорядков.
Вместе с тем жалоба лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова на запрет организовывать митинги в течение года после двух штрафов за нарушение правил отклонена - с мотивировкой, что обратной силы эта норма не имеет. Однако ему дозволено обращаться для этого с целью организации митинга к другим возможным заявителям и исполнять по их поручению "распорядительные функции".
В свою очередь, обязательные работы КС определил как санкции за нанесение вреда здоровью или имуществу граждан. А в остальном наказывать митингующих такой повинностью запрещено - это "может быть расценено как средство подавления инакомыслия".
Однако политическую активность по-прежнему будет охлаждать процедура ее согласования. Пока власти не дали добро, призывать к участию в акциях нельзя, однако можно заранее оповещать об их месте, времени, целях и условиях. Плюс ко всему организаторы не вправе "безосновательно" отказываться от предложений властей изменить место проведения, но последним рекомендовано предлагать альтернативный вариант в центре города и большей площади.
Молниеносное (в обход регламента) прохождение законопроекта о митингах КС оправдал: тем самым законодатели противодействовали затягиванию его обсуждения оппозицией. Однако КС все же обязал Думу определить "условия, порядок и пределы" возможного сокращения процедур рассмотрения законопроектов.
Ряд судей КС намерены заявить о несогласии с таким вердиктом. В частности, судья Владимир Ярославцев заявил, что закон о митингах следовало признать неконституционным из-за нарушения порядка принятия, а также отменить максимальный размер штрафов, который "фактически блокирует конституционные права граждан".
Как ранее сообщало "Уралинформбюро", Госдума ужесточила наказание за нарушения на митингах после спровоцированной сомнительными итогами выборов волны протестов по всей России. Для физических лиц максимальный штраф составил 300 тысяч рублей (или обязательные работы на срок до 200 часов), для должностных - 600 тысяч, для юридических - 1 миллион рублей. Причем в организаторов акции записали всех, кто формировал побудительный мотив, а под эту гребенку можно причесать кого угодно. Свободу слова в России начали прижимать по всем фронтам. В УК РФ вновь перекочевала статья о клевете, продержавшаяся в КоАП всего полгода. Причем депутаты планировали даже ввести тюремный срок до пяти лет, однако отказались от этой меры по указке благодетеля-президента. Вместе с тем максимальный штраф за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, вырос до 1 миллиона рублей, в при отягчающих обстоятельствах - вплоть до пяти. Журналисты тут же подняли волну возмущения по поводу того, что закон о клевете может использоваться в качестве инструмента подавления независимой прессы и блогеров.