В.Язев: "Реформа железнодорожного транспорта идет с отставанием от графика"
МОСКВА. 6 апреля 2005 года в Госдуме РФ состоялась встреча депутатов с министром транспорта РФ Игорем Левитиным, руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаилом Акуловым, главой Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым. На ней обсуждался вопрос о ходе структурной реформы железнодорожного транспорта. Председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что преобразования осуществляются с отставанием от графика, утвержденного Правительством РФ. Первый этап реформы должен был завершиться в 2002 году, фактически она началась только к 2003 году. В текущем году планировалось завершить второй этап, который в действительности только начал реализовываться. Не решен вопрос о демонополизации этого сектора рынка. Ситуация, при которой собственник железных дорог одновременно является крупнейшим перевозчиком, по мнению В.Язева, не создает оптимальные условия для равноправной конкуренции всех участников рынка. Депутат обратился к руководству Министерства транспорта с просьбой обратить особое внимание на действия ОАО "РЖД" по созданию дочерних обществ: превращение компании в холдинг противоречит поставленным в программе реформирования задачам. Создается монополист, не оставляющий независимым перевозчикам никаких шансов, - отметил В.Язев. Недавно появился филиал РЖД "Трансконтейнер", которому уже передается значительная часть имеющихся у компании контейнерных площадок. После преобразования филиала в "дочку" они останутся в распоряжении "Трансконтейнера". Более рациональным было бы учреждение нескольких конкурирующих контейнерных компаний, - заявил председатель думского комитета. Окончательное решение вопроса о создании конкурентной среды возможно лишь на третьем этапе реформы, когда будет происходить продажа пакетов акций этих дочерних обществ. Однако при существующем сегодня подходе к решению данной проблемы демонополизации после завершения торгов не произойдет. Вместо одного монополиста, по мнению В.Язева, появится несколько, занимающихся контейнерными, рефрижераторными и другими перевозками. Правительство должно проконтролировать, как, кому, по какой цене будут продаваться эти дочерние общества и будут ли при этом соблюдаться государственные интересы, - заявил депутат. Создание дочерней компании РЖД, занимающейся пассажирскими перевозками, не планируется. Убыточность магистральных пассажирских перевозок составляет около 35 миллиардов рублей в год, пригородного сообщения - около 20 миллиардов рублей. Эти затраты покрываются за счет высокорентабельных грузовых перевозок. Необходимо постепенно отказаться от перекрестного субсидирования в данной сфере так, чтобы не пострадали интересы населения, - подчеркнул депутат. Значительная часть упомянутых проблем возникла из-за недостаточного законодательного и нормативно-правового регулирования железнодорожной реформы, для ее продолжения нужна также масштабная корректировка смежного законодательства.