Новый законопроект об ОМС усугубит ситуацию на российском рынке медстрахования

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Уральские медицинские страховщики негативно оценили законопроект "Об обязательном медицинском страховании", внесенный 3 июня 2010 года в Госдуму РФ ее депутатами. Текст этого документа аналогичен тексту законопроекта, который готовит Минздравсоцразвития РФ.

Как сообщил "Уралинформбюро" президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков "Территория" Максим Стародубцев, в нынешнем варианте законопроект только усугубит ситуацию, когда рынок контролируется крупнейшими страховыми многопрофильными холдингами, зачастую связанными с ФПГ и не заинтересованными в повышении качества медпомощи.

Итак, "гордость" готовящегося закона - права граждан, а именно право выбора страховой компании, врача и лечебного учреждения, либо оговариваются таким количеством условий, что становятся декларативными, либо этим же законом и нарушаются. Не только нечетко прописан механизм реализации права выбора страховой медорганизации (СМО), но вводится более чем сомнительный способ обеспечения полисами граждан, не реализовавших это право выбора, а таких, надо полагать, будет много. В документе прописано, что Территориальный фонд ОМС ежемесячно направляет сведения о гражданах, не выбравших страховую медорганизацию, в три крупнейших СМО региона. "Иначе как коррупционной эту норму законопроекта не назовешь. Ведь не секрет, что для среднестатистического гражданина не имеет никакого значения, где он застрахован по ОМС, - поддержки от своей страховой компании он никогда не видел, да и не знает о возможности таковой", - отметил М.Стародубцев.

Кроме того, согласно законопроекту, страховым компаниям разрешается совмещать разные виды медицинского страхования: обязательного и добровольного, что неправильно. "Если ты занимаешься ДМС, тебе выгодно, чтобы качество медпомощи, предоставляемое в рамках программы госгарантий, было плохим. Чем хуже помощь, оказываемая по госпрограмме ОМС, тем выше спрос на платные медуслуги, куда входит и ДМС", - заявил М.Стародубцев. Скандал в Свердловской области, когда вначале антимонопольный орган, а потом арбитражный суд на 1 миллион рублей оштрафовали крупнейшего медицинского страховщика ("Мединком") и крупнейшую больницу (ГКБ №40) за сговор с целью получения коммерческой прибыли от предоставления услуг, полагающихся бесплатно, - тому очевидное подтверждение.

Слишком сложен и затянут процесс выдачи полиса (максимальное время оформления документа составляет 15 рабочих дней со дня подачи заявления от застрахованного лица). "Что должен делать гражданин 3 недели без полиса и почему при огромных тратах на информатизацию здравоохранения нельзя сократить время на идентификацию данных с помощью электронного документооборота, - непонятно", - подчеркнул аналитик.

Не устроил экспертов и такой пункт в проекте: устанавливая максимальную величину расходов на ведение дела страховой организации, законодатель не определил их минимальный размер. Фонды будут заинтересованы понижать средства на ведение дела, но в том режиме, когда страховая компания ничем не будет заниматься, 1,5% более чем достаточно. А вот если она будет выполнять реальную работу, не факт, что этих денег хватит. Учреждению здравоохранения как раз не выгодна активность страховой компании: чем активнее СК, тем больше выявляется пороков в здравоохранении.  

По мнению уральских экспертов, необходимо выделить ОМС в исключительный и неаффилированный с другими видами деятельности вид бизнеса, снизить требования к уставному капиталу и квалификации руководителей (например, исключить требование о наличии высшего экономического образования у генерального директора) СМО, занимающихся исключительно ОМС.