Среднеуральцев допекли коммунальщики

42% жалоб в Роспотребнадзор касаются жилищно-коммунальных услуг.

35% претензий возникло к непродовольственным товарам, 5% - к финансовым услугам. 

Как сообщил "Уралинформбюро" глава управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сергей Кузьмин, в целом в 2011 году в ведомство поступило свыше 11 тысяч обращений - на треть больше, чем годом ранее. Ревизоры провели более 5 тысяч проверок предприятий, по итогам которых наложены 26 миллионов рублей штрафов. Треть инспекций плановые, остальные внеочередные - по жалобам и для контроля исполнения предписаний.

По итогам проверок черный список нарушителей возглавляют финансовые учреждения - нарушения выявлены в 100% случаев. Также изобилует нарушениями сфера туриндустрии (93%), оказания платных образовательных (80%) и медицинских услуг (77%). Недалеко от них ушли ЖКХ и связь. В коммуналке претензии касаются качества услуг, ценообразования, навязывания потребителям платных допуслуг, таких как охрана или домофон.

В минувшем году Роспотребнадзор проинспектировал около 2 тысяч тонн продукции. Удельный вес товаров, не соответствующих требованиям законодательства, составляет 19% (по качеству и безопасности). В основном это производственные дефекты. Доля нарушений по хлебобулочной продукции составляет 27%, по алкоголю - 9%, рыбе - 19%, мясу - 13%, масло-жировой продукции - 8%, молочной - 6%. 

В группе непродовольственных товаров по доле забраковок лидируют мебель (42%), бытовая техника (35%), аудиовизуальная продукция (47%) и детские товары (29%). Производители либо умалчивают информацию о товаре, либо вообще вводят в заблуждение, выдавая китайский товар за европейский. Бывает, товару приписывают несуществующие свойства, как например, чудо-пылесосам "Кирби". 

По словам С.Кузьмина, борьбу с правонарушениями на рынке потребителей серьезно тормозит правовая безграмотность последних. По экспертным оценкам, лишь 1% жителей Свердловской области знают свои права и умеют их защищать. В 2011 году суд рассмотрел 19 исков Роспотребнадзора в защиту прав неопределенного круга лиц, как например, о незаконном отключении горячей воды летом или качества услуг ЖКХ. 16 заявлений были удовлетворены. По словам начальника отдела защиты прав потребителей ведомства Натальи Афанасьевой, если бы потребители потребовали возмещения уплаченных ими средств за некачественные услуги, то смогли бы отсудить 344 миллиона рублей. Отстаивать свои права свердловчанам помогают 18 консультационных центров, которые за год провели 15 тысяч разъяснений, оформили 669 претензий и 541 иск, по которому возмещено 17 миллионов рублей. По словам С.Кузьмина, суды встают на сторону потребителей в 90% случаев.

По мнению главы управления Роспотребнадзора, необходимо ужесточать наказание нарушителей. "Приведу такой пример: проверили магазин, выявили просроченную продукцию - ее сняли, а на следующий день вновь поступает жалоба, что эти продукты снова появились на прилавке", - рассказывает он. Проблема в том, что торговцы намеренно закупают товар с истекающим сроком годности - по сниженным ценам. Но если раньше штрафы за нарушения на потребрынке не превышали 40 тысяч, то с 2012 года они увеличены до 700 тысяч. По мнению С.Кузьмина, это приведет нарушителей в чувства. Вместе с тем надо повышать персональную ответственность, дисквалифицировать руководителей, а также чаще приостанавливать деятельность предприятий.

Еще в сюжете: Коммунальщики-обдиральщики

Актуальное