"Отверженные" пришли спасать россиян

На экраны вышел фильм о свободе, равенстве и братстве.

В екатеринбургском "Синема Парк Starlight" (ТРЦ "Алатырь") прошла премьера мюзикла "Отверженные". Как сообщает корреспондент "Уралинформбюро", режиссер Том Хупер, рискнувший переложить драматический роман Виктора Гюго на язык музыки, не прогадал: благодаря формату IMAX фильм производит сильное впечатление – можно даже сказать, переворачивает все внутри.

О чем эта картина? В общем-то, о том же, о чем и роман Гюго: о жизни третьего сословия, а точнее, о судьбе наиболее обездоленной его части. Все, казалось бы, знакомо, но именно язык кино с его красочными образами заставляет по-иному взглянуть на хрестоматийную историю, случившуюся в середине 19 века.

Одно дело – читать книгу, переворачивая пахнущие деревом страницы, и другое – видеть "живьем" омерзительные сцены торговли телом, унижения сильным слабого и тотального подавления личности властью, которая состоит из конкретных людей, выросших в той же тюрьме, а потому реализующих свои комплексы, а не государственные цели.

По большому счету, "Отверженные" – это повествование о разбитых мечтах и надеждах людей на лучшее будущее. Гаврош, которого отлично знает по учебникам литературы среднее поколение бывших советских, совсем не по-детски заявляет, что Великая французская революция ничего народу не дала: свергли одного короля – появился другой, а люди как были голодными, так и остались. Лозунги о свободе, равенстве и братстве очень скоро стали вызывать сарказм: мы все равны, как едко подметил Гаврош, лишь на кладбище.

После просмотра "Отверженных" в голове рождается вопрос: "А почему именно сейчас нам решили показать самые темные стороны жизни, которые, с одной стороны, отнимают волю к сопротивлению, а с другой – указывают путь на баррикады?" Ответ, к сожалению, без труда можно найти в самом фильме: история ходит по кругу и вокруг мало что меняется.

Возможно, режиссеру захотелось напомнить, что быть цирковой лошадью – занятие не самое почтенное. Выход общества из замкнутого пространства, по его мнению, кроется в глубинах человеческой души, а точнее, в ее наличии. Бесконечный бег по кругу уголовника Жана Вальжана (украл - сел - вышел - украл) прекращается лишь тогда, когда на его пути появляется человек, который не готов его ненавидеть и подавлять лишь за то, что он просто есть и претендует на часть солнечных лучей. Милосердие – вот тот светлячок, который указывает путь к морали и свету, а по большому счету, к стабильности, в которой нет места баррикадам.

Эти старые истины, переложенные на язык музыки и буквально выплеснутые дрожащим нутром актеров, и ударяют по сознанию больнее всего даже тех, кто не особенно любит мюзиклы. Возможно, именно за оригинальность изложения вечной темы "Отверженные" Тома Хупера номинировались на "Оскар" и получили 3 премии "Золотой глобус".