Великий фламандский художник "расписался" в Екатеринбурге

О сенсации объявил Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

На одном из экспонатов ЕМИИ обнаружена подпись великого фламандского художника Якоба Йорданса.

Как рассказали "Уралинформбюро" в пресс-службе музея, при подготовке к выставке "Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII - XIX веков" было выявлено разложение лака в нижней части картины "Мелеагр и Аталанта", а после его регенерации слева стали явственно видны буквы: J JORDAENS FECIT (Я.Йорданс сделал). Предварительные исследования показали, что подпись лежит в авторском красочном слое. Теперь экспертам предстоит глубокий анализ находки - формально-стилистический, историко-искусствоведческий, технико-технологический.

Эта картина поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа, куда в свою очередь попала в 1920-е годы из реквизированного после революции частного собрания. Долгие годы она считалась копией работы на тот же сюжет, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене - вероятно, именно по этой причине была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею.

В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции. Картина хоть и имеет следы ветхости, характерные для столь почтенного возраста, но находится в удовлетворительном состоянии, отмечают музейные работники. Подобного мнения придерживаются и посетившие музей в прошлом году специалисты: Кристиан Фогелар -  руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена, Виктор Коробов - заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что она написана непосредственно самим  художником.

Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и "Мелеагра и Аталанты". Работа из коллекции екатеринбургского музея почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но несколько больше по размеру. Возможно, картина была надставлена в процессе реставрации - исследование ее краев говорит о неоднородности живописи. Но самое существенное отличие - это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке и на эскизе из музея Лихтенштейн в Вене.

Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Автограф Йорданса, подобный обнаруженному сейчас, есть на одной из первых датированных и подписных картин художника - "Поклонении пастухов" 1618 года из Национального музея Швеции.

Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века -  долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес. Об этом говорит только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка "Йорданс и античность". На ней экспонируется и родная "сестра" екатеринбургской картины "Мелеагр и Аталанта", созданная мастером в 1618 году.

Еще в сюжете: Культуру - в массы!