Турбизнес подрывает демпинг

Заваруху на рынке туруслуг придется расхлебывать добросовестным игрокам.

"2013 года ознаменовался падением туризма по всем параметрам и оказался рекордным по уровню парадоксальности", - рассказал "Уралинформбюро" вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько.

Амбиции игроков по захвату рынка превзошли все реалии. "Из ванны горящих предложений скоро польется горячая вода", - отмечает С.Бузько.

По его словам, люди делают ставки на отдых, как в казино, где в конечном итоге никогда нет выигравших. Происходящее сейчас на рынке - предвестник большого передела. Те ниши, которые долго и упорно отвоевывали местные компании, пытаются выхватить иногородние "гастролеры". "Они выстраивают пирамиды, которые потом рушатся, и бумерангом отлетают на оставшихся игроков рынка", - отмечает эксперт.

Разобраться с бардаком в туриндустрии должно государство, взяв на себя роль регулятора. "Ни для кого не секрет, что туристическая сфера непрозрачна. Найдите хоть одну фирму, которая отчитывается по международной системе финансовой отчетности?.. И какие могут быть налоги, если все в убытках? При этом только на улице Пушкина в Екатеринбурге около 40 туристических компаний... Спрашивается, зачем плодить нерентабельных участников? Вылетают миллионы, а денег в казне нет. Значит, либо отмывают, либо платят по-черному... В равной конкурентной среде такого безобразия не было бы", - отмечает С.Бузько. 

В условиях полной нестабильности и речи нет о туристическом планировании. В Европе отдых намечают как минимум за год. И турфирмы могут просчитать все "за" и "против" того или иного направления. "Где маркетинговые исследования? Оценка рынка? У нас шашку достали - и вперед!", - сетует эксперт.

По мнению С.Бузько, чтобы выбраться из этого болота, нет смысла пачками принимать новые законы - для начала надо заставить работать хотя бы старые. 

Сами туристы не спешат учиться ни на своих, ни на чужих ошибках. Сколько бы турфирм ни прогорело на рынке, дешевый сыр по-прежнему манит отдыхающих. 

Последняя громкий скандал в Свердловской области разгорелся вокруг "Розового пеликана". Факты мошенничества вскрылись в первой половине 2013 года. По некоторым данным, долги турагентства перед клиентами могут составлять от 700 тысяч до 3 миллионов рублей. В отношении директора "Розового пеликана" Веры Лукьяновой возбудили уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере"). Ей грозит до 6 лет лишения свободы.

Свято место пусто не бывает. Группу прогоревшей турфирмы "ВКонтакте", через которую она привлекала клиентов, заняли последователи. На странице "Горящие туры" вновь рассылаются предложения и принимаются заявки. Распространитель заявляет, что у группы новый владелец - турфирма "Куба" (официальное название ООО "Гавана"). Она обещает круглосуточные консультации по самым выгодным предложениям. Утверждается, что подмоченная репутация предшественника как раз доказывает серьезные намерения: "Повышенный интерес к нам возлагает на нас еще большую степень ответственности". Сообщается также, что сейчас идет открытие двух офисов и создание сайта, а связь через соцсети - возможность неформального общения с туристами. 

Следует отметить, что на туристическом рынке не раз появлялись "призраки" туристических "Титаников". Так, на сайте "Капитал-тура", в свое время бросившего 8 тысяч туристов, вместе с извинениями было вывешено приглашение обращаться к туркомпаниям-партнерам: мол, потерпевшие могут слетать несколько раз в туры по специальным акциям и за счет этого покроют свои убытки. Под новыми табличками на рынок возвращались и другие банкроты, например "Ланта-тур". 

Еще в сюжете: Туризм по-русски, или Остаться в живых

Актуальное