Пенсии защитят двойной страховкой

Высокую цену вопроса окупит надежность.

Пакет правительственных законопроектов о гарантировании пенсионных накоплений вскоре должна рассмотреть Госдума.

Согласно предлагаемым правилам игры, гарантия будет двойной: резерв в каждом фонде и Фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН) Агентства по страхованию вкладов (АСВ), пишут "Ведомости". Оговаривается и при необходимости подключение бюджетных средств, но схема их использования не прописана.

Закон гарантирует номинал накоплений — сумму уплаченных в НПФ или ПФР накопительных взносов. Их недостаток восполняется, когда человек переводит накопления из одного фонда в другой, когда ему назначают пенсию или когда НПФ банкрот или остался без лицензии.

При нехватке сначала используется резерв самого фонда, потом его имущество и лишь затем — средства ФГПН.

Предельные ставки гарантийных взносов для НПФ составляют 0,025% от суммы переданных ему накоплений, для ПФР — 0,0125%. Источником для взносов будет инвестиционный доход, а при его отсутствии — средства самих накоплений. У ПФР в "кубышку" пойдут еще и пени, штрафы, доход от временного размещения средств до передачи их в НПФ, не разнесенные по индивидуальным счетам средства. Для формирования собственного резерва фондам рекомендовано направлять до 0,5% от накоплений (ПФР — до 0,25%).

Двухуровневая система получается дорогой, но надежной, утверждается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Минэкономразвития провело стресс-тест системы, рассмотрев вероятность повторения кризисов каждые 8-10 лет. Они сопровождаются удешевлением инвестпортфеля НПФ на 20-25% (при условии включения в них преимущественно долговых бумаг) при средней доходности в благополучные годы в 6%. Для ПФР больший консерватизм портфеля (средняя доходность — 4%) сопровождается меньшими кризисными потерями — 10-15%. Даже в кризис номинал накоплений не сократится: гарантия АСВ понадобится только при особо затяжных или глубоких падениях рынка. Но это средняя температура по больнице, предупреждает федеральный чиновник, для точных расчетов недостаточно информации по каждому фонду и слишком быстро меняются общие правила. "Мы исходили из накопительных взносов в 6%, потом пришлось корректировать на 2%, а как сейчас фонды будут формировать резервы — толком никто не понимает", — сетует он.

Для вхождения в систему гарантирования НПФ должен иметь лицензию и пройти процедуру проверки в ЦБ, которая заключается в оценке имущества и активов фонда, систем управления рисками, прозрачности структуры собственности, качества инвестиционной деятельности, достоверности отчетности.

С момента вступления закона в силу действующие НПФ могут подать заявку на проверку в течение полугода, столько же времени на ее проведение у регулятора. В случае отрицательного заключения у НПФ есть 1,5 года с начала действия закона, чтобы подать повторную заявку — таким образом, на вход в систему гарантирования фондам отводится два года. Второй отказ НПФ может обжаловать у председателя ЦБ.

Если НПФ не подаст заявку или провалит проверку — ЦБ спишет средства накоплений и переведет в ПФР, за исключением сумм, необходимых на выплаты тем, кому уже назначена накопительная пенсия, или их правопреемникам.

За убытки фондов станут отвечать контролирующие НПФ лица — ими могут быть все, кто может прямо либо косвенно влиять на управляющего фондом. За фальсификацию, сокрытие информации или уничтожение отчетности уголовная ответственность грозит должностным лицам. В Уголовный кодекс вводится статья 172.1, которая предусматривает до 4 лет лишения свободы и штраф в размере дохода за 1,5 года.

Чтобы отслеживать сделки фондов, их обяжут хранить базу с ежедневными операциями в течение пяти лет, закрывая каждый операционный день направлением материалов регулятору. Так ЦБ собирается бороться с операциями, совершенными задним числом: фонды приравняли к банкам. АСВ и ПФР наделены правом инициировать проверку НПФ.

Проект утвержден правительством, но ряд ведомств с ним не согласен. ЦБ предлагает исключить восполнение номинала из АСВ при переводе накоплений из фонда в фонд, Минтруд отмечает, что уплата гарантийных взносов за счет накоплений может привести к сокращению пенсий, а Минюст усмотрел чрезмерный контроль АСВ за НПФ.

Все разногласия кабмин решил устранять при прохождении закона через Госдуму. Его ускорение связано со скандалом, вызванным удержанием накопительной части пенсий россиян, планируемой в 2014 году. Это подорвало доверие ко всей системе и вызвало волну негатива в обществе. 

Пока не будет принят окончательный вариант системы гарантирования, сложно выносить какие-либо суждения по поводу ее эффективности и разумности, прокомментировал "Уралинформбюро" исполнительный директор НПФ "Образование" Алексей Филиппов. Одно можно сказать точно, что использование для формирования резерва средств самих пенсионных накоплений нецелесообразно. Однозначно и то, что формирование системы страхования не требует изъятия накопительной части пенсии на этот период, чем оправдывает свои шаги правительство.

Еще в сюжете: Пенсия - дожить и выжить