Черные списки туроператоров могут оказаться пустой вывеской

Клеймить позором собралась "Турпомощь".

Составлять и обнародовать реестр недобросовестных игроков рынка договорились объединение туроператоров выездного туризма и Всероссийский союз страховщиков (ВСС).

Однако эксперты уральской туриндустрии сомневаются в эффективности идеи. Не исключено, что популистскими слоганами "Турпомощь" просто оправдывает свое существование, поскольку ее целесообразность под вопросом.

Как рассказал "Уралинформбюро" исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев, механизм составления этих списков и дальнейшие действия "Турпомощи" непонятны: "Множество вопросов по поводу эффективности работы этой организации. Не вижу практического значения и в новой озвученной идее. Может, жизнь рассудит иначе..."

Как не раз подчеркивали представители уральской туриндустрии, пока они не видят смысла в создании фонда "Турпомощи", за счет которого должны вызволять клиентов погоревших туркомпаний из-за границы. По словам М.Мальцева, пока организация не подтвердила свою необходимость и состоятельность. 

А когда в общей "кубышке" накопится солидный капитал взносов от участников, появятся вопросы прозрачности использования этих денег.

К тому же основная проблема туристического рынка - в надежности агентств, которые в отличие от туроператоров никаких гарантий не имеют. Именно посредники чаще всего подставляют туристов. По словам М.Мальцева, каждый туроператор имеет свой список проштрафившихся партнеров. Составлять общий нет смысла, поскольку это может стать манипулятивным рычагом конкурентной борьбы. Да и обнародовать его нет возможности, поскольку для этого нужны веские основания, например, судебное решение в отношении организации.

Эксперты дают простой, но действенный совет туристам, как избежать неприятностей, - доверять свой отдых зарекомендовавшим себя компаниям. Чаще всего в УАТ поступают жалобы от тех клиентов, которые оформляли поездку через знакомых или в малоизвестном агентстве, даже не потребовав договор и не проверив другие документы.

Следует отметить, что туркомпаниям приходится защищаться не только от недобросовестных партнеров, но и от клиентов. Как отметил М.Мальцев, на рынке уже лет 10 имеет место потребительский экстремизм.

"Насмотревшись зарубежных фильмов, клиенты выискивают искусственные причины того, что их отдых был безнадежно испорчен, и подают в суд. Поводом может стать плохо открывающийся шкафчик в отеле, окурок на пляже... Это такая группа потребителей, которые считают себя юридически подкованными. Таким же образом они терзают рестораны, магазины..." - говорит он.

Тем не менее суд обычно встает на сторону туристов, хотя и снижает их требования компенсации до разумных пределов.

Ещё в сюжете: Туризм по-русски, или Остаться в живых