Астрономы препарировали "хвост" черной дыры

Который она направила в сторону Земли.

Уникальный научный эксперимент провела группа немецких астрономов под руководством Марии Диаз Триго из Европейской южной обсерватории. С помощью орбитальной обсерватории XMM-Newton и австралийского радиотелескопа ATCA исследователи заглянули внутрь "хвоста" чёрной дыры, входящей в двойную систему 4U 1630-47. Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Учёные сообщают, что система 4U 1630-47 состоит из чёрной дыры в несколько раз массивнее Солнца и обычной звезды, вещество которой постепенно перетекает к тяжёлой соседке. В свою очередь, чёрная дыра выбрасывает из себя материю в виде "хвостов" – пучков плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

С помощью телескопов учёные отыскали в "хвосте" 4U 1630-47 следы ионизированного железа и никеля. Исследователи считают, что в пучке присутствуют атомы металлов, лишённые электронов. Ранее считалось, что "хвост" чёрной дыры состоит из лёгких электронов и позитронов. Изыскания же немецких астрономов показывают, что в нём могут быть частицы, которые в 100 тысяч раз тяжелее позитронов. Если гипотеза группы Триго верна, это значит, что чёрная дыра способна разогнать атомы металлов до околосветовой скорости – 198 тысяч километров в секунду. То есть прежние оценки энергии "хвостов" чёрных дыр были занижены — возможно, в тысячи раз.

Детальное исследование пучка плазмы, истекающей из системы 4U 1630-47, стало возможно, так как он был направлен практически прямо в сторону Земли, передаёт "Уралинформбюро".