Автолюбители Екатеринбурга устали от произвола страховщиков

Водителям отказываются выдавать полисы ОСАГО.

В последнее время автолюбители Среднего Урала все чаще сталкиваются с трудностями при оформлении "автогражданки". Читатели "Уралинформбюро" жалуются, что проблематично не только получить полис ОСАГО, но и продлить его.

Как пишет на одном из екатеринбургских интернет-форумов автолюбитель, его страховая компания соглашается продлевать полис ОСАГО лишь при заключении договора на предоставление допуслуг.

"Закончился полис ОСАГО, позвонил в страховую, где ранее страховался по поводу нового полиса, - говорят, без проблем, вот только полис продадим только с доп. соглашениями и с вас еще помимо стоимости полиса 1500 рублей. Спрашиваю, на каком основании, отвечают, что указание сверху, -  не хотите - не надо. Начал обзванивать другие страховые, в итоге 50 на 50. Половина просто не выдает полисы, ссылаясь на их отсутствие, другая половина навязывает дополнительные услуги", - рассказывает екатеринбуржец.

По словам автовладельца, он обратился с жалобой в Российское общество автостраховщиков. В организации признали, что СК действует незаконно, и попросили собрать доказательства нарушений, пообещав наказать нерадивого страховщика. "У меня возник вопрос - зачем нужно это общество, если я сам за них должен все сделать? И что вообще происходит на рынке автострахования?" - вопрошает автолюбитель.

Ситуация, в которую попал екатеринбуржец, характерна для рынка в целом. Как рассказывают в неофициальных беседах представители страхового сообщества, многие компании специально придерживают полисы, так как "автогражданка" не приносит дохода.

Кроме того, компании жалуются на то, что в суде с них стали "снимать" больше денег, чем раньше. Водители чаще судятся со страховщиками, отстаивая свое право на возмещение убытков, и, как правило, суды становятся на их сторону.  В результате на выплаты по ОСАГО идет около 50% всех страховых сборов. 

Часть компаний, чтобы отвадить "ненужных" клиентов, выдумывает "допы" и дефицит полисов, так как по закону они не имеют права отказать водителям. С той же целью отделы по урегулированию убытков переносят в отдаленные труднодоступные районы.

С другой стороны дополнительные услуги позволяют хоть как-то компенсировать убытки от ОСАГО. Как рассказала корреспонденту "Уралинформбюро" екатеринбургский страховой агент Наталья Калужнина, они и рады бы страховать клиентов по одному полису, но руководство СК обязывает брокеров навязывать допсервисы. "Если мы не будем этого делать, нам просто не дадут полисы", - заявила брокер.

В Федерации автовладельцев России (ФАР) подтвердили и второй факт - дефицит полисов ОСАГО в Екатеринбурге и в целом на Урале есть, но он создан искусственно. "ОСАГО - далеко не самый прибыльный вид страхования. Страховщикам, как правило, приходится возвращать до 50% всех сборов. По КАСКО - 30%. Страхование опасных производств, где процент возврата всего лишь 2%, либо общественного транспорта, - более прибыльно. По общественному транспорту страховщики в текущем году собрали 4 миллиарда, а выплаты составили всего 100 миллионов", - отметили в ФАР.

Чтобы избежать произвола страховщиков, в ФАР советуют анализировать рынок. "Искать или выбирать из предложенных услуг хотя бы нужное. Полисы в городе также есть, но не везде, - за ними придется побегать", - добавляет он. Федерация не раз обращалась с заявлением о нарушении прав потребителей в Роспотребнадзор и антимономольную службу. Однако добиться внятного ответа от ведомств не удалось.

В будущем страховщиков ждет новая напасть. Готовящиеся поправки в закон об ОСАГО предусматривают увеличение размера компенсаций ущерба жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, а материального ущерба - до 400 тысяч. Вместе с тем повышать тарифы СК запретили. В компаниях считают, что в случае принятия поправок стоимость полиса вырастет на 40%.

О назревшей реформе рынка автострахования говорят российские власти. Минфин РФ еще летом 2013 года заявлял о необходимости заменить "обязаловку" добровольным страхованием. Позже был анонсирован закон о либерализации тарифов на ОСАГО, определяющий минимальные и максимальные ставки. Он уже прошел первое чтение в Госдуме РФ.

Актуальное