"От герба кайфа нет": Екатеринбург насквозь закодируют

Дизайнеры и чиновники поговорили о внешности уральской столицы.

Не исключено, что герб Екатеринбурга в обозримом будущем будет подвергнут редизайну, а на улицах города появятся новые указатели. Об этом стало известно 10 октября на встрече в Ельцин Центре, посвященной дизайн-коду столицы Урала. Корреспондент "Уралинформбюро" поприсутствовал на этом мероприятии.

Несмотря на екатеринбургский "акцент" встречи, дискуссию в Ельцин Центре смело можно назвать "междугородней": в ней приняли участие представители архитектурного и дизайнерского сообщества из Москвы, Белгорода, Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Вологды и Крыма.

Однако "первую скрипку" на встрече играла команда, давшая путевку в жизнь знаменитому трехстрочному логотипу Екатеринбурга. Ее представлял арт-директор "Рекламной ассоциации Восход" Владислав Деревянных.


Владислав Деревянных презентует планы группы по "кодированию" Екатеринбурга

Как пояснил сам Деревянных, идея создания графического знака со словом "Екатеринбург", написанным "по слогам", родилась после того, как известный московский дизайнер Артемий Лебедев предложил свой вариант "брендового знака": изящную буку "Е" в стилистике XVIII века. Идея Лебедева не пришлась по душе его уральским коллегам.

"Предприниматель Николай Горонович тогда сказал, что подарит 300 тысяч рублей любому человеку, который придумает логотип лучше, чем у Лебедева. В 2015 году мы устроили конкурс, и победила концепция проекта Made in Ural. После совместно с администрацией Екатеринбурга мы подготовили открытую лицензию на использование этого логотипа как предмета авторского права", — рассказал Владислав Деревянных.

Он принадлежит любому горожанину и может использоваться как угодно.

"Кроме отдельно оговоренных случаев: пропаганды алкоголя, табака, насилия, порно, наркотиков и оружия. Это, кстати, первая и пока единственная открытая лицензия в стране", — уточнил он.

Сегодня группа единомышленников превратилась в единую команду, в которую входят семь дизайнеров и два представителя муниципальной власти (главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель и директор МКУ "Столица Урала" Мария Ермакова). Созданный же три года назад логотип города активно используется в оформлении остановок общественного транспорта, на упаковках товаров местного производства, на уличных светильниках и канализационных люках. У логотипа есть даже своя страничка в Instagram.


Трехстрочный логотип Екатеринбурга с прошлого года украшает остановки общественного транспорта. Фото: екатеринбург.рф

На повестке дня у авторов графического символа Екатеринбурга — разработка навигационных иконок, логотипов для общественного транспорта, дизайна светофоров, а также фирменных екатеринбургских шрифтов. Один из них уже успел стать местной знаменитостью: это шрифт Iset Sans, созданный директором дизайн-студии Bright Head Михаилом Чередой.

Главная его особенность — высокая читабельность при любых размерах. В отличие от логотипа он предназначен исключительно для системы городской навигации (например, домовых табличек и уличных указателей), а не для коммерческого использования. Кроме того, Iset Sans будет использоваться для оформления информационных стел с интерактивными картами Екатеринбурга. Их первые образцы появились рядом со стадионом "Екатеринбург Арена" накануне чемпионата мира по футболу 2018.

"Прошлой осенью мы поставили первую такую стелу, простую, без сенсорного экрана. Ее цель была единственной — пережить зиму. Год испытаний показал, что конструкция выстояла, и в июле мы установили вторую, интерактивную, с тачскрином, камерой, USB-зарядкой, Wi-Fi и кнопкой экстренной помощи", — сообщил Деревянных.


Гости дискуссии из разных городов России приготовили для спикера каверзные вопросы

Идет работа и над дизайном новых уличных указателей. Скорее всего, они будут выполнены в сине-белой гамме: на белом поле синими буквами будет написано название улицы, а на синем поле белым шрифтом — номер дома. Изначально рассматривался также черно-белый вариант, но в итоге было решено от него отказаться.

Отдельное внимание дизайнеры собираются уделить "апгрейду" информационных табличек на объектах культурного и исторического наследия. Их нынешний внешний вид (табличка с информацией о памятнике и QR-кодом, "надетая" на простенькую металлическую трубу) признан неудачным. В данный момент идет работа над новым вариантом конструкции: она должна быть устойчивой, красивой и недорогой, а вместо фотографии памятника истории на табличке появится черно-белый контур здания.

Также в планах команды — "перерисовать" герб Екатеринбурга, сделать его более эстетичным. "От этого герба нет кайфа, — признался Владислав Деревянных. — Острые линии, "стреляющие" углы… Мы хоть и не геральдисты, но думаем над тем, как графически привести это все в нормальный визуальный порядок".