Мусор, свалки и свинья

Почти по Крылову.

Наступающий год грозит россиянам мусорной "свиньей". 1 января 2019 года – это вам не только елка с президентом по ТВ, но и ирония судьбы - новая схема по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Тащи-толкай

"Переносить запуск мусорной реформы нельзя! Нужно разбираться со свалками и налаживать мусоропереработку!" - на все лады повторяли в последнее время российские чиновники. Но старт реформы вовсе не означает, что проблемные свалки исчезнут. А вот рост платежей за вывоз отходов в несколько раз случится сразу. Если сегодня, к примеру, в Екатеринбурге семья из трех-четырех человек платит за доступ к мусорному баку 60-70 рублей в месяц, то в 2019-м сумма возрастет до 450-600 рублей, поскольку плата будет насчитываться не за квадратные метры, как сейчас, а за количество прописанных в квартире или доме.

"Будет сумасшедшая нагрузка на население, особенно в сельской местности. Раньше люди вообще ничего не платили, а сейчас им по 150 рублей на каждого придет – под тысячу рублей платежи в большой семье будут", - прогнозирует депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Ионин.

Многократное повышение платежей региональные операторы по обращению с ТКО объясняют транспортными расходами, а также необходимостью строить мусороперерабатывающие заводы и обустраивать новые современные полигоны. "Опять телега - впереди лошади. Государство должно сначала построить инфраструктуру по переработке, а потом брать за это деньги. А тут предлагают с нас собрать деньги, чтобы потом кто-нибудь когда-нибудь построил эти заводы", - недоумевает Ионин.

Проблема, по мнению экспертов, усугубляется тем, что на мусорный рынок зашли игроки, со старта устанавливающие чрезмерно высокие платежи. "Тогда как сотни компаний – полноценных инфраструктурных инвесторов, обладающих соответствующими мощностями – в территориальные схемы не попали. В регионах происходит не реформа отрасли, а ее передел!", - заявил ответственный за экологию в Общероссийском народном фронте Дмитрий Миронов.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин пообещал не допустить серьезного роста тарифов. По его словам, Федеральная антимонопольная служба проводит ряд мероприятий по фиксации размера платежей. "Но и не повышать тарифы нельзя. Иначе регоператоры не смогут "нарастить жирок", чтобы построить инфраструктуру", - заявил глава ведомства.

А что делать до этого счастливого "инфраструктурного" момента? Куда в новом году повезут горы мусора, не прошедшего сортировку? "Мы никогда мусоропереработкой не занимались, десятилетиями сбрасывали мусор в ямы", - отметил президент РФ Владимир Путин в ходе декабрьской пресс-конференции. И дал наказ ликвидировать незаконные свалки и наладить технологическую переработку твердых отходов.

Однако свалки останутся еще как минимум на четыре года. За пару месяцев до старта реформы в срочном порядке разработали, и Госдума уже приняла, закон о переходном периоде. Он разрешает регионам до 2023 года использовать полигоны и свалки, введенные в эксплуатацию до января 2019-го и при этом не включенные в единый государственный реестр объектов размещения отходов (ГРО).

Изначально реформа предполагала закрытие подобных объектов. Данную инициативу именуют "рукой помощи отстающим регионам", которые не смогли к назначенному сроку подготовить инфраструктуру по утилизации и переработке отходов. "Это - возможность не допустить мусорного коллапса и не зарасти кучами после Нового года", - заявил "Уралинформбюро" глава комитета Госдумы по экологии, челябинец Владимир Бурматов. О том, как южноуральская столица осенью 2018 года превратилась в помойку под открытым небом, узнала вся страна.

По факту власти расписались в своем бессилии, отмечают эксперты. "Отходы продолжают свозиться на полигоны, города превращаются в помойки, а граждане получают рост тарифов. Вместо движения вперед мы получили откат назад", - подчеркнул зампредседателя партии "Яблоко" Николай Рыбаков.

Гладко было на бумаге

Экологические активисты видят в инициативе властей угрозу легализации незаконных свалок по всей стране. "Фактически Минприроды сможет без какого-то обоснования превращать незаконные свалки в легальные полигоны твердых коммунальных отходов. Очевидно, что здесь открывается бескрайний простор для реализации коррупционных схем", - заявил представитель ОНФ Дмитрий Миронов.

По его словам, "фронтовики" выявили в стране порядка 24 тысяч нелегальных свалок. "Получается, что самые крупные и масштабные свалки, отмеченные на нашей карте, вдруг превратятся в легальные полигоны? Это приведет к тому, что переработка ТКО станет невыгодной. Зачем развивать логистику, строить новые комплексы по переработке отходов, если проще мусор свалить в ближайший овраг, который будет теперь вполне себе легальным объектом размещения отходов?" - разводит руками Миронов.

Иной позиции придерживается Дмитрий Кобылкин. "Я считаю, одно только то, что мы начали реформу – уже хорошо", - заявил он, выступая перед депутатами Госдумы. Экс-губернатор Ямала полон радужных надежд: "Нам предстоит создать целую бизнес-индустрию по вторичной переработке мусора, вторичному производству. Когда цепочка замкнется, тогда за разделенным мусором будет охота, поверьте мне".

Однако перспективы пока остаются туманными. Аудитор Счетной палаты РФ Алексей Каульбарс заявил о серьезных рисках недостижения целей Минприроды в реализации мусорной реформы. По его словам, такие важные направления, как сокращение объектов складирования отходов и раздельный сбор мусора не нашли отражения в проектах ведомства!

Об отсутствии должного контроля говорят и практики. По оценке директора "Уралтермопласта" Андрея Сазонова, компания которого занимается переработкой пластиковых отходов в Свердловской области, проблема заключается в том, что сегодня никто не следит за эффективностью реализуемых проектов. "Чиновники по бумагам отчитываются: "Хотели сортировку? Мы построили!". А эффекта нет: отсортировывается 3-5% отходов, а остальные 95% свозятся на полигоны. Сортировка должна забирать минимум 30-40%, а то и 70-80% отходов. Тогда нагрузка на полигоны и воздействие на экологию будут минимальны", - рассказал "Уралинформбюро" эксперт.

За две недели до старта реформы к тому же выяснилось, что регионы крайне слабо оснащены инфраструктурой для введения раздельного сбора мусора. Согласно опросам, контейнеры для разных видов отходов есть во дворах только у 26% россиян, 74% заявили об их отсутствии.

Особенно удручающе выглядит обстановка в сельских населенных пунктах. Так, в Свердловской области контейнерные площадки отсутствуют в Полевском городском округе, Краснополянском, Кузнецовском и Унже-Павинском сельских поселениях. Оборудование контейнерных площадок в муниципалитетах будет производиться в 2019 году в "установленном порядке", пояснили "Уралинформбюро" в минЖКХ Среднего Урала. А пока что вместо разделения мусора по контейнерам селянам рекомендовано складывать его… в пакеты: "В местах, не оборудованных контейнерными площадками, вывоз отходов возможен по графику - для этого региональным оператором предоставляются специальные пакеты".

Несмотря на вопиющие просчеты в реформе, "дать заднюю" чиновники отказались. Отсрочку с мусорным вопросом до 2022 года получили только три субъекта – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В остальных назревают мусорные баррикады.

Кристина ШАБУНИНА

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы