Назван список научных прорывов 2018 года

В ТОП журнала Science вошло открытие российских ученых.

Редакторы престижного журнала Science составили ежегодный рейтинг прорывов и провалов в науке. В 2018 году лучшими признаны исследования по новому способу РНК-секвенирования, открытие гигантского кратера в Гренландии и девочки-гибрида, жившей 50 тысяч лет назад на Алтае, передает "Уралинформбюро".

Важным научным достижением названа возможность отслеживать активность генов, отвечающих за развитие органов и в целом организмов во всех деталях. Это открывает большие перспективы для исследований в медицине. Метод развивался несколько лет, но только в минувшем году ученые смогли отследить раннее развитие клетки. В исследовании использовали клетки эмбриона дрозофилы и личинки нематоды. Таким образом ученые выяснили, какие именно белки направляют клетки к дифференцировке в специализированные типы. Для этого исследователи установили РНК-последовательность с помощью РНК-секвенирования отдельных клеток. После этого они собрали организм обратно в той же последовательности клеток.

Еще одним важным достижением журнал назвал открытие ученых Сибирского отделения РАН. Им удалось обнаружить останки девочки, жившей более 50 тысяч лет назад. Анализ ДНК показал, что ее мать была неандертальцем, а отец - денисовским человеком. Это подтвердило теорию о сосуществовании двух групп ископаемого человека на территории современного Алтая.

Также редакторы Science отнесли к прорыву 2018 года обнаружением гигантского кратера подо льдом Гренландии. Судя по диаметру в 31 километр, он мог образоваться после падения на землю метеорита. Ученым еще предстоит выяснить дату столкновения астероида с Землей.

Назвал Science и основные неудачи 2018 года. Это исследования по ухудшению климата в связи с глобальным потеплением, пожар в Национальном музее Бразилии и заявление китайского ученого, что он создал генно-модифицированных девочек-близнецов, которые не восприимчивы к вирусу ВИЧ. Однако доказательств того, что внесенные изменения защитят детей от заражения, исследователь не представил.