Мусорные операторы начали игры на выживание

В Свердловской области.

Непростая ситуация сложилась на мусорном рынке в Ревде (Свердловская область).

С 1 апреля свою работу в городе прекращает местное ООО "Спецавтобаза" – компания, которая вывозила мусор из Ревды с 1999 года. Причина – финансовые разногласия с регоператором по обращению с отходами ООО "ТБО "Экосервис". Уходя, компания забирает не только технику, но и значительную часть мусорных контейнеров.

Заявление о том, что "Спецавтобаза" после 20-летней работы всего лишь через два месяца после старта мусорной реформы отказывается от ревдинского мусора, стало полной неожиданностью. Горожане опасаются, что происходящее может привести к кучам отходов и ухудшению санитарной обстановки в городе, передает "Уралинформбюро".

Стоит напомнить, что с 1 января 2019 года в Свердловской области серьезно изменилась схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Теперь на территории региона работают три региональных оператора, которые обеспечивают и контролируют вывоз и утилизацию бытового мусора. Регоператором западной зоны, куда входит Ревда, является ООО "ТБО "Экосервис". Согласно новым условиям, регоператор, собирая платежи с населения, уже из своего кармана платит подрядчику - "Спецавтобазе - за вывоз мусора.

Как оказалось, этих денег мусороперевозчику категорически не хватает, фирма терпит серьезные убытки. Компания приводит следующие цифры: до старта реформы в месяц она получала за вывоз отходов около 2,5 миллиона рублей, после – не более 2 миллионов. При этом в установленном для "ТБО "Экосервис" тарифе 60% - это расходы на транспортировку отходов. То есть, условно, собирая с населения Ревды порядка 6,5 миллиона рублей, 3,5 миллиона из них регоператор должен отдавать мусороперевозчику.

По словам директора ревдинской "Спецавтобазы" Анатолия Чабина, причина разногласий – в изменении расчетов. "...наш главный камень преткновения в отношениях с регоператором — весь учет мусора регоператор ведет по норме накопления, которая считается в кубометрах, а с нами расплачивается по фактическому весу. Переводят с помощью коэффициента и расплачиваются", - рассказал Чабин в интервью порталу "Ревда-Новости".

По его словам, "Спецавтобаза" получает лишь треть от тех денег, которые предусмотрены в тарифе регоператора на оплату транспортных услуг. "Тариф рассчитан в кубометрах. А мы получаем только треть от этой суммы, потому что, когда переведешь вот эту сумму в тонны, получается вообще мизер", - пояснил он.

Руководитель компании также рассказал, по какой системе работа велась до старта мусорной реформы. "Раньше рассчитывали по кубатуре. Если в Ревде транспортировка куба мусора стоила 300 рублей, то в Дегтярске — уже 500 рублей. Это для предприятий. А население рассчитывалось по-другому. Управляющие компании давали справку по количеству проживающих. На каждого человека была рассчитана норма накопления мусора. До конца прошлого года жители Ревды платили 68,79 рублей в месяц за вывоз мусора, дегтярцы — 67,82 рубля. Вот так мы и считали", - описал он экономику прежней "мусорной машины".

Что делать в сложившейся ситуации, 20 марта обсуждали депутаты ревдинской гордумы. Выяснилось, что часть контейнеров в городе принадлежит "Спецавтобазе", и, уходя с рынка, она забирает их с собой.

Как сообщила начальник отдела охраны окружающей среды и экологии Марина Натфуллина, в Ревде размещено порядка 700 контейнеров, 425 из них находятся в собственности муниципалитета и еще 264 – принадлежат "Спецавтобазе". То есть город потеряет треть баков.

Открытым также остается вопрос по транспорту. В настоящее время "Спецавтобазой" используется 9 мусоровозов в сутки, а в отдельных случаях предприятие может вывести до 12 машин. Председатель думской комиссии по ЖКХ Александр Томилов задался вопросом, справится ли "ТБО "Экосервис" с новой нагрузкой?

Я переживаю, что у нас 1 апреля, когда уйдет "Спецавтобаза", будет коллапс […] Есть опасение, что на контейнерных площадках появится мусор и хаос.

Конечно, хотелось бы, чтоб организация, которая работала на территории 20 лет, все знает и делает, работала и дальше. Я вижу, что желание работать у "Спецавтобазы" есть", - цитирует Александра Томилова "Ревда-Новости".

Депутаты гордумы Ревды обратили внимание, что аналогичная ситуация складывается и в других муниципалитетах, находящихся в зоне деятельности "ТБО "Экосервис". По словам Томилова, в Красноуфимске, Полевском и Дегтярске местные перевозчики также отказываются от контрактов с регопеператором.

Впрочем, как сообщил "Уралинформбюро" представитель "ТБО "Экосервис" в Ревде Эдуард Гречук, на предприятии уверены, что мусорный коллапс городу не грозит. Гречук назвал опасения депутатов беспочвенными.

"Планируем все вопросы решить до 1 апреля. У нас есть новые машины, новые контейнеры в количестве 255 штук. Поэтому даже если "Спецатвобаза" свои контейнеры заберет, мы сможем восполнить недостающие. Из-за чего там всплеск, не понимаю. Все подготовлено, машины стоят у нас на базе, готовы поехать. Это три мусоровоза с боковой загрузкой, три машины с задней нагрузкой и один ломовоз", - объяснил он.

Получить оперативный комментарий директора "Спецавтобазы" Анатолия Чабина "Уралинформбюро" не удалось.

Запущенная с 1 января 2019 года новая система по обращению с ТКО серьезно изменила правила игры на мусорном рынке Свердловской области. "Мусорный пирог" поделили между тремя предприятиями – ООО "ТБО Экосервис", ЕМУП "Спецавтобаза" и ООО "Компания "Рифей". Область заключила с ними длительные контракты. Предполагается, что мусорная реформа приведет отрасль по обращению с ТКО в цивилизованное русло. В Свердловской области должны исчезнуть несанкционированные свалки и появиться заводы по сортировке и обработке мусора. Поставлена задача до 2024 года поднять объем отходов, направляемых во вторичное производство, с 5% до 60%.

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы