Аэропортам коэффициент не писан

Федеральные власти уходят от ответственности.

Надежды авиакомпаний на то, что федеральные чиновники, отвечающие за безопасность полетов, посмотрят статистику авиационных происшествий в российских аэропортах и внесут определенные изменения в воздушное законодательство страны, развеяны Минтрансом РФ.

Ведомство, на запрос "Уралинформбюро" о том, не планируется ли ужесточение ответственности операторов авиаузлов за ненадлежащее содержание взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек и мест стоянок авиалайнеров, "перевело стрелки" на операторов аэродромов, тем самым дав понять, что не собирается что-либо менять в действующей нормативной базе.

Согласно положениям Федеральных авиационных правил […] оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Также оператор организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, […] осуществляет контроль за состоянием элементов аэродрома…", - сообщили агентству прописные истины в пресс-службе Минтранса РФ, отметив, что окончательное решение о посадке принимает командир воздушного судна.

Ранее о вопиющей "вольности" в российских аэропортах "Уралинформбюро" рассказали представители авиакомпании "Ямал" (подробнее - в материале "Авиационный НЕдозор России"). По их данным, операторы аэродромов, призванные следить за своевременной очисткой перронов, ВПП и рулежных дорожек от выпавших осадков, не всегда своевременно и должным образом организуют подобную работу. В результате перроны и рулежные дорожки нередко оказываются заснеженными и покрытыми слоями льда.

Также аэропорты зачастую не поддерживают на ВПП необходимый коэффициент сцепления, что влечет за собой авиационные происшествия. Наглядный пример – ЧП с лайнерами в Сочи и Якутске.


Выкатившийся за пределы ВПП в аэропорту Сочи самолет Utair (сентябрь 2018 г.) / yusut.sledcom.ru

С каждым годом, как отмечают в "Ямале", подобных ситуаций становится все больше. Перевозчик связывает "расслабленность" аэропортов с отменой в 2016 году "Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов" (РЭГА-94), в котором были четко прописаны критерии эксплуатационной готовности аэропортов: каким должен быть минимальный коэффициент сцепления на ВПП, в каком состоянии должны быть рулежные дорожки.

Однако Минтранс РФ не видит, судя по ответу, серьезной угрозы в подобных событиях, так как в ближайшее время намерен ужесточить законодательство лишь в части орнитологической безопасности полетов.

Стоит отметить, что, по данным "Ямала", столкновений воздушных судов с птицами в авиаузлах становится с каждым годом все больше. Только с их самолетами ежегодно случается около 10 подобных происшествий при взлетах и посадках. Причем как в малых, так и в крупных авиагаванях.

Минтрансом России проводится работа с учетом современных условий функционирования воздушного транспорта и рекомендуемой практики ИКАО по формированию предложений, направленных на дополнение законодательства Российской Федерации нормами по ответственности при создании объектов, способствующих массовому скоплению птиц, а также при нарушении требований орнитологического обеспечения полетов операторами аэродромов. По результатам такой деятельности Минтранс России планирует во втором полугодии текущего года приступить к разработке соответствующего проекта нормативного правового акта", - говорится в ответе ведомства на запрос агентства.

Еще более удивляет "Уралинформбро" позиция Комитета по транспорту Госдумы РФ, которому агентство адресовало вопрос о возможности внесения изменений в воздушное законодательство с целью повышения безопасности.

"Комитет не готов дать Вам комментарий, поскольку вопросы не совсем в компетенции Госдумы, [они] очень масштабные и решают их не депутаты", - заявили в ответ на запрос.