СПЧ намерен сократить число религиозных экстремистов в России

За счет уточнения закона.

В Совете по правам человека при президенте РФ предложили дать более точное определение "экстремистской деятельности" в текстах законов. Правозащитники встревожены слишком широкой трактовкой этого понятия. В результате список запрещенной религиозной литературы приблизился почти к 4 500 пунктам, пишут "Известия".

Абсурдная ситуация, по мнению экспертов, сложилась из-за введения так называемого "пакета Яровой-Озерова", ужесточающего наказание за терроризм и экстремизм.

"Эти нормы открывают значительный простор для чрезмерных, необоснованных и зачастую прямо антиконституционных ограничений прав и свобод граждан, в том числе ограничений свободы совести", - сказано в сопроводительном документе к заседанию совета. В записке авторы ссылаются на то, что экспертизой, как правило, занимаются люди далекие от изучения религии и приводят пример, когда к этому процессу привлекали учителя математики.

По мнению инициаторов поправок, необходимо учредить организацию, которая выдавала бы сертификаты религиоведам, учитывая образование, опыт работы и стаж, а также наличие ученой степени специалиста, которому предстоит анализировать на предмет наличия экстремизма тот или иной материал.

Кроме того, предложено уточнить пункт о миссионерской деятельности таким образом, чтобы уменьшить процент людей, привлекаемых за нарушение закона по статье. Действующая же формулировка дает правоохранителям повод видеть нарушения закона в любой конфессиональной деятельности.

Записку СПЧ представит 16 октября на совместном заседании с Советом при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями. Покажут ее и президенту России Владимиру Путину.