Чернецкий поставил Екатеринбургской агломерации неуд

Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский и сенатор Аркадий Чернецкий

И призвал "не раскачиваться 20 лет".

Создание Екатеринбургской агломерации тормозят отсутствие соответствующего федерального закона, а также ясного понимания терминологии и целей агломерационного процесса. Жесткий вердикт вынес 14 ноября на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках форума "Города России-2030: территория проектов" член Совета Федерации, бывший мэр уральской столицы Аркадий Чернецкий.

По мнению сенатора, за прошедший год Екатеринбург не приблизился к созданию агломерации, в том числе и потому что у чиновников и экспертов до сих пор нет четкого понимания, зачем эту агломерацию создавать. Кроме того, заметил он, пробуксовывает существующий "договорной" принцип создания агломераций. "Практика показывает, что такие агломерации оказываются либо не живучими, либо затрагивают очень небольшое количество проблем", - заявил Чернецкий.

В качестве выхода из "клинча" политик предложил при создании "союзов городов" использовать нормативно-договорной принцип – когда муниципалитеты объединяются в агломерацию по взаимному согласию, но взаимодействуют внутри созданной структуры по жестким правилам, прописанным в федеральном законе либо правительственном нормативном акте.

В числе нюансов, мешающих объединению Екатеринбурга с городами-спутниками, Чернецкий также назвал местечковое жилищно-производственное строительство, "оборванную" транспортную сеть и неэффективное использование подвижного состава, а также излишне жесткую оптимизацию муниципальной медицины, особенно в небольших муниципалитетах.

Что же делать? Я считаю, что нужно внести серьезные изменения в архитектуру власти, законодательно закрепить агломерацию как один из легитимных уровней управления, разделить полномочия между муниципалитетами и региональной властью, чтобы выделить функции, которые будут возложены на агломерацию, делегировать ей права, которые будут оформлены отдельным актом", - предложил бывший глава Екатеринбурга.

Позже, отвечая на вопросы журналистов, Аркадий Чернецкий напомнил, что первые попытки создать "Большой Екатеринбург" были предприняты еще в начале 2000-х, однако проект не удалось реализовать из-за "политической подоплеки" и нерешительности со стороны соседних муниципалитетов. Впрочем, по его мнению, сам Екатеринбург от этого мало проиграл.

"Нужно понимать, что Екатеринбург с 1,5 миллионами человек сам по себе - достаточно серьезная агломерация, и будут или не будут присоединены еще 150-200 тысяч [человек] принципиального значения для самого Екатеринбурга не имеет. Но если задача в стране стоит ускорить экономическое развитие - а наши великие экономисты говорят, что создание агломерации это самый верный путь к увеличению темпов развития экономики и формированию новых точек роста - тогда давайте это делать быстро, а не 20 лет раскачиваться для того, чтобы принять относительно простые решения", - призвал сенатор.

Позиция Чернецкого оказалась близка и руководителям Среднего Урала, участвовавшим в дискуссии. Так, вице-губернатор Олег Чемезов в кулуарах согласился, что де-факто процесс агломерации уже идет.


Олег Чемезов и Аркадий Чернецкий. Фото: Уралинформбюро

"Договоренности, которые происходят между Екатеринбургом и приграничными муниципалитетами по разного рода разовым значимым проектам (например, дорожному строительству – прим.ред.) как раз агломерационные, хотя и не оформляются законодательным или правовым путем. Но лично для меня в сегодняшней агломерации не хватает инициативы межмуниципального взаимодействия по межмуниципальным проектам", - заметил чиновник в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро".

Следует напомнить, что в Свердловской области планируется создать не одну, а три агломерации: Екатеринбургскую, а также Горнозаводскую и Северную с центрами в Нижнем Тагиле и Серове соответственно. Впрочем, насильно загонять муниципалитеты в эти объединения региональные власти не собираются - как ранее заявил губернатор Евгений Куйвашев, сначала необходимо добиться одинакового уровня и качества жизни в объединяемых муниципалитетах.