"Бумажная лихорадка" в России – почему так дорого?

Попытка разобраться.

В России резко подорожала бумага. На момент выхода публикации, средний ценник пятисотлистовой Svetocopy на торговой интернет-площадке Ozon превышал 1 300 рублей – рост более чем в пять раз. Продавцы списывают подорожание на резкий рост курса валют, который, в свою очередь, спровоцировал рост цен на ввозимые ингредиенты для производства бумаги. При этом ценники за короткий срок подпрыгнули разом на все виды бумажной продукции. Вздрогнули владельцы кассовых аппаратов и бухгалтеры-ветераны, не знающие понятия "электронная отчетность", более того – появились сообщения о переносе всероссийских проверочных работ в школах.

Многие из игроков рынка прошли и конец 1990-х и середину 2010-х. Методы "оперативного" реагирования на кризисные ситуации им знакомы.
Что же происходит на самом деле? Речь идет о банальной спекуляции на фоне кризисной ситуации или действительно бумажные производства терпят бедствие?

Как известно, практически вся востребованная офисная бумага производится в России. Процесс производства прозрачен и знаком даже школьникам. Если не вдаваться в нюансы, процесс заключается в поэтапной трансформации древесной массы, отбеливании и отправке на заключительные этапы доработки. Здесь на примере все той же демократичной Svetocopy всплывают интересные нюансы.

Для справки. В 1998 году американская компания International Paper из Мемфиса приобрела контрольный пакет акций ОАО "Светогорск". Торговое название направления – Sylvamo Corporation. Основными направлениями деятельности International Paper в России являются производство и продажа офисной и офсетной бумаги, картона для упаковки жидких пищевых продуктов, термомеханической целлюлозы. Продукция выпускается под брендами Ballet и SvetoCopy.

Кто знал – не удивился, кто не знал – очень. Бумага в России не принадлежит России.

Процитируем заявление на официальном сайте компании Sylvamo от 2 марта:

– МЕМФИС, Теннесси. – Столкнувшись с нехваткой критически важного сырья, Sylvamo может сократить или временно остановить производство целлюлозы и бумаги на комбинате в Светогорске (Россия), в конце этой недели. Завод в настоящее время работает, в то время, как компания предпринимает шаги для смягчения проблем с цепочкой поставок и продолжения производства. На Светогорском комбинате, расположенном на границе с Финляндией, работает около 1 700 человек, и он производит немелованный фрилист, мелованный картон и целлюлозу. Завод использует сырье и другие критически важные материалы и услуги, импортируемые из Европы.

В пресс-службе уточнили, что Светогорский комбинат имеет годовую мощность 720 000 коротких тонн целлюлозы, бумаги и картона. На российские операции пришлось примерно 15% общей выручки Sylvamo в 2021 году. Sylvamo продолжает следить за быстро развивающимся кризисом на Украине.

Мы надеемся на немедленное соглашение о прекращении огня и быстрое дипломатическое решение, – сказал председатель и главный исполнительный директор компании Жан-Мишель Рибьер. – Наши мысли с гражданами Украины.

Примем во внимание отсылку к солидарности с Украиной и сосредоточимся на "цепочках поставок". Как объясняют специалисты, речь в первую очередь идет про отбеливатель – хлорат натрия. Несложный реактив, который производится из обычной поваренной соли. В России хлорат натрия производят многие комбинаты, есть он и в Китае. Эксперты указывают, что проблема – в наращивании объемов его производства, на что необходимо время.

Но куда пропал хлорат натрия из России? Как выяснилось, подавляющий объем реактивов поставлялся в страну из Финляндии компанией Kemira. Эта фирма объявила о прекращении поставок в РФ с 1 марта.

Другими словами, соль для предприятий России завозили из Финляндии. Соль. В России. Из Финляндии.

На этом фоне несколько сотрудников предприятий, связанных с закупками бумаги, согласились на условиях анонимности обсудить текущее положение дел с корреспондентом "Уралинформбюро".

– Могу назвать больше 20 брендов офисной бумаги. В России из них производится не меньше 10. Качественная бумага, на мой взгляд, производится только на одной фабрике – в Сыктывкаре. Завод в Светогорске производит только Светокопи и Баллет и сейчас остановлен. Kemira прекратила поставки хлората натрия. Завод в Сыктывкаре тоже испытывает сложности, но пока работает. В чем проблема наладить свое производство хлората – не понимаю, – рассказал менеджер по продажам одной из компаний.

– Все из-за того, что практически все предприятия под контролем финских компаний, – считает другой собеседник, работающий на производстве. – Минимизация потерь от санкций, перевод за рубеж рублевых активов через покупку валюты, фиксация прибыли, вывод инвестиций. Когда говорят кончились реактивы для отбеливания – бред, запасы не менее чем на 2–3 месяца у всех есть! Отдали активы западным компаниям и получаем в ответ резкое подорожание и дефицит по политическим причинам, а также из-за резкого падения курса рубля.

Третий эксперт указал, что не понимает, по какой причине при росте стоимости доллара на 50% цена на продукцию выросла на все 500–600%.

– Вчера закупался А0 форматом. Абсолютно адекватная цена. На цену А4 смотреть без слез нельзя. Все винят заводы и крупных поставщиков. А мы будем резать А0 на А4, как в старые добрые времена, – рассказал третий спикер.

Вероятнее всего, в случае с бумагой мы наблюдаем "эффект сахара" во многих сферах торговли и производства. Не исключено, что цепочками поставок для бумажных производств стоит заняться компетентным органам.

Еще в сюжете: Россия под санкциями