Сенатор ответил на важные вопросы о штрафах за поиск в интернете: кого и как накажут
Что будет, если загуглить экстремистский материал.
Штрафовать за поиск заведомо экстремистских материалов в интернете будут после того, как докажут умысел. Ловить нарушителей планируют в ручном режиме на основании обращений граждан, рассказал "Фонтанке" член Совета Федерации Артем Шейкин.
Стоит напомнить, комитет Госдумы по госстроительству одобрил ко второму чтению поправки к законопроекту, согласно которым за поиск запрещенной информации и доступ к ней россиян будут штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей.
"[Новая] статья 13.53 КоАП направлена исключительно на пресечение умышленного поиска и получения доступа к материалам, включенным Минюстом в список экстремистских по решению суда, или экстремистским материалам, определение которых дано в соответствующем федеральном законе. Ответственность наступает только в том случае, если гражданин осознанно искал и получал доступ именно к этим материалам", – подчеркнул Шейкин.
На вопрос журналиста, будут ли наказывать тех, кто ищет информацию о наркотиках или создании опасных веществ, он ответил, что под действие новой статьи такие запросы не подпадают, так как не числятся в списке Минюста. Тем не менее они могут регулироваться другими нормами закона.
Просто набрать в поисковой строке название запрещенного материала – не значит обязательно получить штраф. Избежать ответственности может и человек, который не знал, что тот или иной материал входит в перечень запрещенных.
"Само по себе введение в поисковик названия книги или альбома еще не означает состав правонарушения – учитывается наличие умысла. В каждом случае умышленность и фактический доступ будут устанавливаться индивидуально", – отметил сенатор.
При разбирательстве будут брать в расчет конкретные действия пользователя, систематичность поиска, наличие переходов непосредственно к материалам из списка экстремистских, а также возможные объяснения человеком своих действий. Будут приниматься во внимание и такие обстоятельства, как розыгрыш и или случайность.
На вопрос, как быть, если устройством пользователя воспользовался кто-то другой, получив при этом доступ к экстремистской информации, Шейкин ответил, что должностные лица будут учитывать, используется ли личный аккаунт, есть ли подтверждающие факторы, например переписка или история посещений.
"Умысел и заведомость должны быть доказаны документально (многократный поиск, обход блокировок, переписка, обсуждение цели поиска)", – уточнил он.
Если человек систематически ищет и смотрит материалы из экстремистского списка из любопытства, это может рассматриваться как подтверждение умысла. Однако, по словам сенатора, к ответственности его не привлекут, пока не докажут вину.
При составлении протокола должностные лица должны будут доказать умысел. После этого дело передадут в суд, который, в свою очередь, рассмотрит все доводы и на их основании может подтвердить виновность.
"Для этого необходимо представить относимые, допустимые и достоверные доказательства как наличия умысла, так и заведомой осведомленности о том, что материалы запрещены к распространению", – отметил сенатор.
Он подчеркнул, что каких-либо исключений для свободного поиска не будет, будь то доступ к информации для научной, образовательной или журналистской работы. Для таких целей предусмотрен специальный порядок изучения подобных материалов: это работа с библиотечными фондами согласно установленным требованиям.
Фиксировать нарушения будут на основании обращений граждан, публикаций в СМИ или материалов, поступающих в правоохранительные органы.
"Автоматического или массового мониторинга поисковых запросов не предполагается – такие меры законодательством не предусмотрены. Поисковые системы и провайдеры предоставляют информацию только по официальным запросам соответствующих органов и на основании закона. Решение о привлечении к ответственности принимается судом, а ошибочные штрафы могут быть обжалованы", – заключил Шейкин.
Ранее сенатор заявил, что простым пользователям не будут выписывать штрафы за использование VPN, о которых говорится в новых поправках. По его словам, если доступ к запрещенным материалам был получен через нелегальный сервис по обходу блокировок, который не взаимодействует с Роскомнадзором, ответственность понесет владелец этого сервиса. Вопросов к обычному посетителю сайтов не возникнет, если он не распространяет VPN или не пользуется им для противоправных целей.