Главный следователь Южного Урала стал ответчиком по иску Генпрокуратуры к депутату Струкову

Фото: СУ СКР по Челябинской области

Колбасина считают одним из его покровителей.

Руководитель управления Следственного комитета по Челябинской области Алексей Колбасин выступает одним из ответчиков по иску Генпрокуратуры к зампреду Заксобрания и бывшему владельцу "Южуралзолота" Константину Струкову. Об этом пишет "Коммерсант".

Документ был принят судом 30 июля. Ответчиками по нему также являются заместители глав уральских управлений Ростехнадзора и Росприроднадзора Юрий Шувалов и Владислав Потапов.

Генпрокуратура требует взыскать со Струкова более 3,9 миллиарда рублей – таков ущерб, причиненный экологии из-за прорыва дамбы на Светлинском месторождении в апреле 2024-го. Тогда более 300 тысяч квадратных метров сельхозземель было загрязнено мышьяком.

По мнению надзорного ведомства, именно вышеупомянутые представители органов власти были ответственными за расследование инцидента, но вместо этого пытались помочь Струкову сохранить бизнес.

Так, в управлениях Ростехнадзора и Росприроднадзора установили, что авария с дамбой произошла из-за ненадлежащей эксплуатации хвостохранилища, использованного при добыче золота. Хранилище было построено без разрешения и не было зарегистрировано в Ростехнадзоре. В связи с этим "Южуралзолото" получило предписания, было оштрафовано на 300 тысяч рублей, его деятельность была приостановлена на 90 суток.

В то же время Струкова и других бенефициаров никто не привлекал к ответственности и не занимался взысканием с них ущерба, причиненного природе. Кроме того, работы на объекте были возобновлены уже через две недели после их приостановки, сообщает "Коммерсант".

Также в прокуратуре считают, что надзорные органы смягчали претензии к "Южуралзолоту". К примеру, в хвостохранилище Березняковского месторождения находились отходы II–IV классов опасности – особо опасные. При этом Владислав Потапов не отметил в акте проверки, что у компании нет лицензии на обращение с такими отходами. Позже им вовсе присвоили V класс опасности (почти не представляющий угрозу).

"Таким образом, действия должностных лиц позволяли Константину Струкову и его компаниям уклониться от предусмотренной законом ответственности за причиненный окружающей среде вред и продолжить обогащаться на варварском отношении к природе", – передает содержание иска информагентство.

Покровительство Струкову, по версии Генпрокуратуры, оказывал и Колбасин. Из-за прорыва дамбы отдел дознания ОМВД по Пластовскому району в августе 2024-го завел уголовное дело о порче земли (часть 1 статьи 254 УК РФ). Через четыре дня оно было изъято из производства и передано в следственный отдел по Южноуральску, а сентябре – в третий отдел по расследованию особо важных дел областного СУ СКР. Но за год расследования причастность руководства "Южуралзолота" к ЧП ни разу не проверялась, не предъявлялись какие-либо обвинения. По информации издания, не был установлен доход Струкова, полученный от использования хранилища без разрешения, и не была изъята бухгалтерия.

Бездействие органов местного самоуправления также не получило уголовно-правовой оценки.

По версии Генпрокуратуры, от Струкова не требовали возмещения ущерба из-за его неформальных отношений с представителями власти, в том числе с губернатором Алексеем Текслером и Колбасиным.

Так, в иске указано, что владелец "Южуралзолота" якобы передал главе СУ СКР в пользование элитную квартиру площадью 121 квадратный метр, аренда которой обходилась следователю всего в 10 тысяч рублей. Кроме того, Струков оплачивал ЖКУ, пока там проживал Колбасин.

Стоит напомнить, 11 июля Советский суд Челябинска удовлетворил иск Генпрокуратуры о национализации "Южуралзолота" и других компаний, подконтрольных вице-спикеру Заксобрания. В прокуратуре считают, что контроль над золотодобывающим предприятием он получил незаконно. Кроме того, по версии правоохранителей, выручку от работы организаций он выводил за границу, используя свою семью.

Еще в сюжете: Национализация активов депутата Струкова