Среднеуральских "щебеночников" вслед за лесниками загнали в железнодорожный тупик

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Среднеуральские производители дорожно-строительных материалов вслед за лесниками забили тревогу по поводу дефицита вагонов для перевозки продукции. Как рассказал "Уралинформбюро" гендиректор ОАО "Первоуральское рудоуправление" Владислав Черданцев, в 2009 году "щебеночники" не могли продать свой товар из-за низкого платежеспособного спроса. Сейчас спрос есть, но нет вагонов.

"Ежедневно мы должны грузить как минимум 85 полувагонов (хотя когда-то их число доходило до 160). В июне мы получили чуть больше половины, причем лишь треть из них принадлежит частным компаниям", - рассказал В.Черданцев. 

Он пояснил, что ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) большую часть подвижного состава отдало в частные руки. Однако коммерсанты отказываются работать с производителями нерудных материалов: тарифы на их транспортировку намного ниже, чем на перевозку металла и нефтепродуктов (как и лес, щебень относится к третьему классу). Такую же позицию занимает и негосударственная "дочка" РЖД "Первая грузовая компания" (ПГК). 

Между тем в ОАО "Первоуральское рудоуправление" из-за проблем со сбытом сложилась тяжелая финансовая ситуация. Предприятие работает по сокращенной схеме. В 2010 году из компании уволилось 12% сотрудников (около 100 человек). "Мы понимаем значение для страны угля, руды. Но если мы не будет поставлять щебень, то как будут строиться дороги?" - задается резонным вопросом В.Черданцев. 

Добавим, что тема строительства дорог является одной из излюбленных тем среднеуральского губернатора. Но грандиозные планы Александра Мишарина не подкреплены финансированием, а регион из-за беспорядка в сфере железнодорожных перевозок рискует лишиться собственного строительно-дорожного производства.  

По мнению В.Черданцева, дальше может быть еще хуже. "Щебеночники" опасаются резкого повышения перевозочных тарифов. По данным Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области, после создания ПГК стоимость перевозок выросла на 30-45%. А рост тарифов на 1% влечет за собой 2,7%-ное увеличение транспортных расходов грузоотправителей. "Предполагалось, что за счет конкуренции на рынке тарифы будут снижаться. Но появление "дочек" РЖД привело к замене монополии на олигополию", - считает вице-президент союза Татьяна Кансафарова.

В ПГК опровергают информацию о резком росте тарифов. По словам директора екатеринбургского филиала компании Владимира Черных, стоимость перевозки грузов в вагонах ПГК не превышает ставки РЖД. Однако он не стал отрицать, что ПГК заинтересована в транспортировке высокодоходных грузов. Причем, как оказалось, часть крытых вагонов и платформ, принадлежащих компании, простаивают. "Нужны действия со стороны самих лесников и "щебеночников". Мы готовы включиться в работу", - не вполне ясно выразился В.Черных. 

Между тем в ОАО "Свердловская железная дорога" (СвЖД) среди главных причин дефицита вагонов называют резко выросший спрос со стороны всех отраслей. Любопытно, что, после того как лесопромышленники громко заявили о проблеме, СвЖД предоставила им вагоны. Как рассказал директор верхнетуринской фирмы Сергей Козьменко (ИП Козьменко), магистраль "отвалила" ему сразу 40 полувагонов (ежедневно необходимо 4-5). Если  предприниматель их быстро не загрузит, ему придется платить штрафы за простой.