С балетом сквозь три века

Екатеринбургский оперный театр готовит новую постановку.

По замыслу худрука балета это будет своеобразное путешествие во времени - за три акта зрители смогут увидеть балет трех разных эпох. Корреспонденту "Уралинформбюро" удалось побывать не только на репетиции, но и заглянуть в производственные цеха театра. 

Пока артисты оттачивают движения в танцевальном классе, женщины в швейном цехе покрывают мелкими стежками танцевальные костюмы, а в сценическом детали декораций подкрашивают художники. Все готовятся к премьере – трем одноактным балетам "XIX - XX - XXI. Три века, три балета, три стиля".

Все три балета, "классические" по сути, созданы на основе приемов классического танца: академических позиций и движений, пальцевой техники у балерин. Но при этом они совершенно не похожи друг на друга.

Балет ХIХ века - это классический шедевр "Консерватория" датского балетмейстера Августа Бурнонвиля. Его ставит Дина Берн, признанный специалист по наследию Августа Бурнонвиля, представитель знаменитой балетной династии, в прошлом – солистка Датского Королевского балета. "Основа этого стиля прыжки, особенно это касается женского состава, очень частые и быстрые прыжки", - подмечает Д.Берн.

По словам Дины, у русских танцоров очень интересная техника, которая находится на высоком уровне.  "Мне нравится обучать людей немножечко с другой характеристикой, немножечко с другим стилем. Это интересный опыт", - говорит она.

Внешняя чистота формы, лаконичность, минимализм – это все про второй балет ХХ века "Пять танго" Ханса ван Манена. "Это танец для людей разбирающихся, тонко чувствующих, способных отличить настоящее искусство от чрезмерных, вычурно-театральных страстей", - делится лучший исполнитель хореографии ван Манена, премьер Национального балета Нидерландов Александр Жембровский.

автор фото - Станислав Сафин

Как отмечает постановщик, электричество должно присутствовать с самого начала балета, с первой позы и до последней секунды. "У Ханса это одна из показательных черт: энергия есть даже в статике! Даже когда ты просто стоишь на сцене, ты не расслабляешься и все время должен держать зрителя в напряжении. Как будто в любой момент ты можешь взорваться!" - восторгается он. По словам А.Жембровского, балет "Пять танго" поставлен настолько гениально, что почти обречен на успех - станцевать его иначе просто не получится.

автор фото - Станислав Сафин

Третья не менее гениальная постановка характеризует ХХI век. Это хореографический эксперимент от Вячеслава Самодурова. Сantus Arсticus ("Арктические песни") является новым балетом, который сделан специально для труппы екатеринбургского театра. В нем история любви разворачивается на фоне северного сияния, в плену снегов и метелей, под аккомпанемент голосов арктических птиц.

"Это, конечно, большая нагрузка, - говорит о сложностях В.Самодуров, - это много надо учить". И, действительно, в каждом балете свой стиль, особенности хореографии, поэтому для труппы это безумно напряженный период. "Осталось всего лишь несколько дней до премьеры, уже можно сказать, что это очень интересная программа, что это необычное, это все новое для нашего города, поэтому я не могу дождаться, когда же наконец откроется занавес", - заключает худрук.

135 костюмов, почти все в ручную, были сшиты для трех одноактных балетов. Как поделилась с "Уралинформбюро" одна из работниц швейного цеха, самым сложным для нее оказалась работа над корсетом, когда нужно было соединить хорошо тянущуюся бязь с портьерной тканью.

7 столяров и 6 бутафоров на протяжении более двух с половиной месяцев мастерят декорации для балета "Консерватория".  В нем зритель увидит, как артисты шлифуют свое мастерство. Такой балетный зал вырастет на сцене.

Оформление сцен к балетам "Пять танго" и Сantus Arсticus достаточно лаконично - оно предполагает почти полное отсутствие декораций. Однако, чтобы перенести зрителя в Арктику, британский дизайнер Энтони Макилуэйн и Вячеслав Самодуров во время балета ХХI века устроят над головами артистов северное сияние. "За эту идею мы ухватились, она стала для нас генеральной. Идею фантасмагоричности этого явления я собираюсь передать посредством необычных текстур и замысловатых форм", - рассказывает дизайнер.

Бледная полупрозрачная пленка длиной 25 метров ждет художников-декораторов - они местами выкрасят ее в зеленый цвет, а местами оставят прозрачной. Игра света театральных прожекторов превратит обычный материал в северное сияние, которое, как обещают творцы, на сцене будет смотреться зрелищно и феерично.

"Уралинформбюро" приглашает  читателей совершить путешествие во времени вместе с екатеринбургским Театром оперы и балета. Премьера трех одноактных балетов "XIX - XX - XXI. Три века, три балета, три стиля"  назначена на 1, 2, 3 марта 2013 года.

София Мухамедьянова

Еще в сюжете: Культуру - в массы!

Актуальное