Улетный коэффициент

Аэропорта Кольцово.

­­­­­­­­Идея этого репортажа родилась в сентябре 2018 года, когда лишь чудо спасло пассажиров и экипаж самолета Utair, неудачно приземлившегося в Сочи. С того времени произошел еще ряд инцидентов в аэропортах России, а корреспонденты "Уралинформбюро" наконец смогли попасть на взлетно-посадочную полосу аэропорта Кольцово, чтобы на примере наземных служб этой одной из самых известных и технически вооруженных воздушных гаваней России рассказать, как встречают и провожают самолеты.

Февральское утро. Нас встречает заместитель начальника аэродромной службы (АС) Ольга Гаврилова. Разговор начинается с того, что в Кольцово в качестве критериев оценки пригодности взлетно-посадочной полосы по коэффициенту сцепления руководствуются официальной аэронавигационной информацией для обеспечения полетов воздушных судов, изложенной в АИП России.

"Существуют технические требования к взлетно-посадочной полосе, рулежным дорожкам, местам стоянки воздушных судов, которые изложены в Приказе Минтранса России от 25.08.2015 №262 (ФАП 262). Их необходимо четко выполнять всем службам аэропорта для обеспечения безопасности полетов", - рассказывает наша сопровождающая.

Чтобы обеспечить безопасное движение воздушных судов на земле, специалисты аэродромной службы производят систематический визуальный осмотр летного поля для предотвращения попадания посторонних предметов.

При снеге или дожде замеряется толщина осадков оптической и механической линейками. Эти данные, в числе прочих, передаются экипажам, так как только командиру воздушного судна дано право принимать решение на осуществление взлета или посадки при таком состоянии. "Экипажи должны обладать всей необходимой информацией: какая погода в аэропорту, какой ветер, каковы значения нормативного коэффициента сцепления, который измеряется только на ВПП, толщина осадков и какова площадь загрязнения ВПП в процентном отношении, в каком состоянии рулежные дорожки (мокрые, сухие, скользкие)", - подчеркивает Гаврилова.

По ее словам, коэффициент сцепления – "святая святых" аэродромной службы: "Если боковой ветер очень сильный, а коэффициент сцепления на полосе низкий, воздушное судно в процессе разбега при взлете или пробега при посадке может потерять устойчивость и отклониться от оси, выкатиться за пределы ВПП".

Замеры коэффициента сцепления на ВПП производятся при изменении состояния покрытия, по требованию экипажа воздушного судна или начальника комплексной смены предприятия. Частота измерений зависит от погодных условий, а также ряда иных факторов.

"Дождь пошел – едем измерять, дождь закончился, покрытие подсохло – едем измерять. При проливных дождях или сильном снегопаде инженер смены аэродромной службы может фактически "жить на полосе", так как даже тонкий слой снега, воды и слякоти дает резкое снижение и "плавающие" значения эффективности торможения при продолжающихся осадках", - отмечает Ольга Гаврилова.

Чтобы полностью исключить влияние "человеческого фактора", в Кольцово используется специальное автоматизированное оборудование (официальное название - "АТТ-2").

Внести рукотворные изменения в его измерения невозможно. Отсек, в котором находится специальный датчик, опломбирован.

"Много лет назад в аэропорту Кольцово для фиксации значений коэффициента сцепления использовался прибор АВР. Оператор должен был все показания записывать в блокнотик, а затем делать вычисления на их основе. При этом был риск влияния человеческого фактора на результаты замера коэффициента сцепления. Современный прибор БИО ВПП полностью исключает субъективность и вмешательство человека в измерения - программное обеспечение очень надежно защищено. Есть архив, который всегда можно просмотреть", - рассказывает Гаврилова.

Мы отправляемся на машине аэродромной службы с "АТТ-2" по взлетно-посадочной полосе №1.

По словам инженера смены аэродромной службы Александра, для правильного измерения необходимо совершить полный круг по ВПП, так как замеры производятся с обеих сторон от оси взлетно-посадочной полосы - от одного торца до другого.

Пилоты стараются приземлиться на центральную часть полосы, в результате колеса воздушных судов оказываются по разные стороны от оси. Чтобы самолет не развернуло на полосе, коэффициент сцепления не должен сильно отличаться по своим значениям на правой и левой части ВПП.

Самый комфортный ("просто сказка") коэффициент сцепления на ВПП - 0,5 и выше. В случае значения нормативного коэффициента сцепления меньше 0,3 полоса закрывается для полетов воздушных судов. Аэродромная служба Кольцово руководствуется данным показателем и стремится, чтобы коэффициент сцепления на ВПП был заметно выше этой величины.

"Некоторые авиакомпании из соображений безопасности полетов вводят внутренние ограничения по минимально допустимым значениям коэффициента сцепления на ВПП. Они могут меняться в зависимости от типа эксплуатируемого воздушного судна. Соответственно, с учетом того, что допустимым считается коэффициент сцепления на полосе не ниже 0,3, мы должны поддерживать состояние ВПП, как минимум в этих рамках", - поясняет Ольга Гаврилова.

Техника, необходимая для содержания летного поля, выбирается в зависимости от погодных условий, количества осадков и даже качества снега. "Для очистки покрытий от атмосферных осадков и загрязнений используются специальные высокопроизводительные скоростные машины, способные обеспечить высокую степень очистки покрытий. При гололедных образованиях используется химический способ очистки - разливаются специальные реагенты на поверхность. Затем производится уборка осадков разрушенного льда, слякоти при помощи скоростных машин. Для предотвращения гололедных образований на покрытиях заблаговременно, после получения данных прогноза о возможном образовании гололеда, по поверхности распределяется реагент", - рассказывает замначальника аэродромной службы Кольцово.

При разгуле стихии уборочная техника работает на аэродроме без перерывов.

"Аэропорт Кольцово работает в круглосуточном режиме, у нас нет "окон", когда мы, допустим, можем не чистить ВПП, потому что к нам в это время никто не летит. Для аэродромной службы вообще неважно, сколько самолетов прилетит. Что для одного самолета, что для десяти мы должны обеспечить безопасные условия посадки и взлета", - резюмирует Гаврилова.

А нам пора освободить полосу. К посадке готовится лайнер из Дубая.

Текст: Ольга КАРПОВА
Фото: Станислав САВИН.

Больше фотографий - в разделе "Медиа"